Денежные реформы в СССР


Однако эти документы фактически остались на бумаге, поскольку в стране возникли новые условия развития, в связи с завершением в основном гражданской войны, и тупиковость избранной политики стала очевидной.
В той исторической обстановке трудно переоценить значение такого кардинального шага, как переход к продналогу, ставшего толчком к последующим процессам, характеризуемым понятием «новая экономическая политика».
В значительной части литературы, посвященной периоду нэпа, он трактуется как комплекс сознательно осуществляемых мероприятий, направленных на развитие товарноденежных отношений, как единая перспективная государственная политика. Представляется, что и здесь мы наблюдаем проявления апологетики деятельности РКП (б). Действительно, разрешение свободной реализации излишков сельхозпродукции крестьянами подразумевало развитие местного товарооборота, а не торговли, возрождение которой стало для правительства неожиданностью. При
знание же торговли как способа смычки между городом и деревней заставило бы пересмотреть свои взгляды на роль денег в новом обществе. В то же время необходимость восстановления народного хозяйства привела к разрешению частнопредпринимательской деятельности и становлению хозрасчетных отношений в государственном секторе.
Есть и другие работы, в которых переоценивается значение рыночных отношений в развитии отечественной экономики. Понятно, что в современных условиях это необходимо для обоснования применяемых новыми властями решений и пропаганды прогрессивности рыночных отношений, основанных на частной собственности. Отметим здесь, что даже в период нэпа рынка в традиционном его понимании (свобода конкуренции) не существовало.

Процесс денационализации коснулся лишь незначительной части хозяйственных объектов. Доминирующим оставался государственный сектор, в котором хотя и признавался хозяйственный расчет, но в весьма ограниченной форме.
Изначальным, глубинным противоречием функционирования товарноденежных отношений в период нэпа, на наш взгляд, было то, что их использование становилось основным средством экономического преодоления капитализма. Другими словами, для построения социалистической системы привлекались рычаги, по своему сущностному содержанию несовместимые с социальноэкономической моделью, которую предполагалось воплотить в конкретные формы общественного устройства (общественная собственность, плановость, государственное регулирование, управление и др.). Новая экономическая политика, подчеркивалось на XI съезде РКП(б), изменяет «методы и формы социалистического строительства, ибо допускает экономическое соревнование между строящимся социализмом и стремящимся к возрождению капитализмом на почве удовлетворения хозяйственных интересов через рынок многомиллионного крестьянства».

Одновременно признавалась необходимость принятия административных мер к частному капиталу в случае, если он входил в противоречие с формирующейся социалистической системой.
В обществе и в высших эшелонах власти преобладало
мнение о временности рыночных мер, KParкoъpвмeнane
ллпускя' частника, непбхпяимпсти максимального V
ния системы управления хозяйственным механизмом, сложившейся в период «военного коммунизма».
В течение 19211923 гг. был принят ряд нормативных документов, расширявших сферу действия рыночных отношений: «О проведении в жизнь начал новой экономической политики», по вопросам организации управления государственными промышленными предприятиями, по внедрению коммерческого расчета, по трестированию и синдицированию промышленности и т.д. Тем не менее указанная сфера находилась под постоянным контролем государственных органов. Усиление контроля и подчинения начинается примерно с 1925 г., когда резко упали темпы роста общественного производства в связи с завершением в основном восстановления народного хозяйства и разработкой курса на индустриализацию. Поиск средств на проведение последней привел к нарушению эквивалентности обмена между промышленностью и сельским хозяйством, а также между отраслями промышленности (легкой и тяжелой).

Это в свою очередь означало свертывание обмена на стоимостной основе и постепенную его замену государственным распределением, что усиливало тенденции к централизации управления экономикой и страной в целом.
В 1927 г. новая линия определилась в решениях XV съезда ВКП (б), в которых была выдвинута программа на «реконструирование» нэпа для решения задач социалистического строительства, развертывания кооперирования по производственному принципу, расширения плановых начал в экономике, активного наступления на капиталистические элементы города и деревни. Дальнейшие практические шаги по реализации этой программы привели к формированию системы, которая определяется ныне как «командноадминистративная».
4.2. Денежные реформы в СССР 19221924го и 1947го гг.
Развивающееся народное хозяйство заинтересовано в упорядоченном денежном обращении. Без устойчивой денежной системы нельзя осуществлять в широких масштабах
накопление капитала, развивать торговлю и кредитные отношения. Устойчивая денежная система нужна производителям, объективно заинтересованным в широком рынке Продавая свои товары, производители должны быть уверены, что вырученные в результате их продажи деньги не будут обесценены.
Перед буржуазнодемократической революцией денежная система России несмотря на высокий процент обеспечения банкнот золотом была неустойчивой вследствие общей экономической отсталости страны, значительного дефицита государственного бюджета и громадной внешней задолженности. При этом золотой запас страны не имел прямой связи с товарооборотом, отчего денежная система России была неэластичной.
В годы первой мировой войны обмен банкнот на золото был прекращен и разрешался выпуск кредитных билетов для финансирования военных расходов государства. В результате банковские билеты фактически превратились в бумажные деньги. Россия вступила на путь длительной инфляции, которая имела пагубные последствия для народного хозяйства и тяжким бременем ложилась на плечи трудящихся.
Временное правительство еще более использовало денежную эмиссию. Количество денег в обращении в октябре 1917 г. по сравнению с довоенным периодом увеличилось более чем в 9 раз и составило на 1 ноября 1917 г. 22,4 млрд.руб. Цены на хлеб к этому времени возросли по сравнению с 1914 годом в 16 раз, на картофель в 20 раз, сахарный песок в 27 раз, мясо в 5 раз.

В период Октябрьской революции рубль стоил всего лишь 6 довоенных копеек. В обращении кроме кредитных билетов и новых денежных знаков керенок, выпущенных Временным правительством, использовались различные денежные суррогаты (чеки, боны, марки, облигации государственных займов, обязательства казначейства). Это был практически процесс распада денежной системы России.

Перед страной возникла угроза финансового краха.
Централизованное руководство советской власти эмиссионнокассовыми операциями после Октября не смогло (в том числе и по объективным причинам) стабилизировать денежное обращение вследствие сокращения поступлений в доход государственного бюджета. Дореволюционные денежные знаки, несмотря на падение их ценности, представляли собой значительную экономическую силу. Большевистский проект денежной реформы 1918 г. осуществить не удалось изза начавшейся гражданской войны и военной иностранной интервенции.
В период «военного коммунизма» эмиссия денег резко возросла изза увеличивающегося из года в год дефицита бюджета, усилилось обесценение денег, вызывающее у населения стремление превратить денежные знаки в материальные ценности, что увеличивало скорость их обращения и еще больше падение их ценности. Взвинчивание рыночных цен оборачивалось перераспределением национального дохода в пользу спекулянтов и крупных производителей. Ускорение темпов обесценения денег вело к расшатыванию и без того неустойчивой денежной системы.

Всего на территории бывшей Российской империи обращалось свыше 2000 разновидностей денежных знаков. Дефицит государственного бюджета в 1920 г. составил 1055 млрд.руб.
Натурализация хозяйственных отношений вела к окончательному расстройству денежной системы была введена карточная система, что свидетельствовало о нарушении принципа эквивалентности обмена, когда деньги уже не могли нормально выполнять функцию меры стоимости. На местных рынках появились натуральные эквиваленты (зерно, соль и пр.), что подрывало финансовую базу государства, а окончание войны потребовало изменений его хозяйственной политики.
Этапы и проблемы денежной реформы 19221924 гг. Новая экономическая политика создавала условия свободы торговли. Первоначально государством был организован товарообмен без использования денег, который, однако, был быстро вытеснен куплейпродажей, т.е. торговлей.

Неудача товарообмена показала необходимость перехода к развитию товарноденежных отношений, к политике государственного регулирования рынка и денежного обращения, которую можно было осуществить, опираясь на устойчивую денежную систему. Ее формирование позволило бы использовать деньги не только для восстановления
хозяйства, создания основ плановой экономики для развития хозяйственного расчета, но и для решения задач общегосударственной системы Ценообразования а также кредитной и финансовой систем.



Содержание  Назад  Вперед