Рейганомика и ее результаты


В последнее десятилетие XX века



В последнее десятилетие XX века происходит глобади^ зация производства и потребления, которая стала главным фактором мирового экономического развития. Она означает вхождение всех стран в зависимости от достигнутого каждой из них научнотехнического, экономического ц социального потенциала в мировое хозяйство, их интеграцию и взаимодействие, размывание границ между нацио. нальными хозяйственными комплексами, образование глобального экономического пространства. Факторов глобализации несколько. Вопервых, в мире постоянно растет общее число государств.

В результате распада колониальной системы, начиная с 1945 г. число стран к началу 90х гг. увеличилось почти втрое. Новый импульс этому процессу придал распад СССР, Югославии, Чехословакии, приведший к образованию еще двух десятков государств. В случае продолжения этого процесса число самостоятельных государств в мире в ближайшее десятилетие возрастает со 190 до 300.

Такое дробление, отразившись на мировом хозяйстве, может повергнуть всю международную систему в хаос.
Вторым фактором можно считать противоречивые последствия НТР, одним из которых стало еще большее отставание некоторых стран, в особенности Азии и Африки от развитых капиталистических государств, и этот разрыв продолжает углубляться.
Путь к решению глобальных проблем лежит в повышении уровня организованности и управляемости мирового сообщества. Учеными был выдвинут ряд концепций глобального управления, в том числе и А.Д.Сахаровым (1921 1989). Наряду с другими он выдвинул теорию конвергенции, которую рассматривал как сближение двух мировых систем и идеологий на базе общечеловеческих ценностей.

Еще в 1974 г. А.Д.Сахаров в статье «Мир через полвека» отмечал, что «хотел бы видеть зачаток мирового правительства, чуждого какихлибо целей, кроме общечеловеческих'».
В будущем важной частью международной системы несомненно станут региональные объединения, которые уже сейчас доказали свою жизнеспособность. Примером мо
1 Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М„ 1990.

С.76.
fi4
^сет служить Европейское Сообщество (ЕС), которое с середины 80х годов переживает третий этап в своем развитии'. Если на начальном этапе в ЕС входили 6 стран, то с 1 января 1995 г. 15. Круг его интересов значительно расширился: происходят устранение торговых барьеров, создание единого европейского рынка со свободным движением капитала, товаров, услуг и рабочей силы, ожидаются введение к 1996 г. единой валютной системы, к 1998 г. создание Европейского центрального банка, а к 1999 г. введение общей денежной единицы «экю» и др.

По существу речь идет о создании единой суперструктуры Новой Европы, или Соединенных Штатов Европы («Европы без границ»).
Другими примерами региональных объединений могут служить Организация американских государств (ОАГ), которая стала важным инструментом сдерживания и урегулирования мировых конфликтов; Организация Африканского единства (ОАЕ). Также велика роль ООН в становлении мирного, более демократичного международного порядка.
К концу века прогнозируется радикальная трансформация всего человеческого сообщества во всех сферах, в том числе и в экономической. По прогнозам СЭПИИ Центра перспективных исследований и международной информации одного из основных экономических институтов Франции, с 1990 по 2000 гг. среднегодовые темпы прироста ВНП в развитых капиталистических странах снизятся по сравнению с восточноазиатскими новыми индустриальными странами (НИС)2. К 2000 г. США уступят первое место в электронике, а ЕС в автомобильной промышленности в пользу Японии, которая также сохранит главную роль в производстве электротехнического оборудования.

Сократится в мировой продукции обрабатывающей промышленности доля Западной Европы по сравнению с 1988 г. с 27,3% до 24,6%; США с 23,4% до 18,0%, и, наоборот, увеличится доля Японии и НИС с 22,1% до 26,9%, произойдет вытеснение развитых стран Запада развитыми странами Азии.
1й этап с 1957 и все 60е гг. создание Европейского экономического сообщества, 2й этап 1970е и первая половина 80х гг. расшире
ние Общего рынка. 2 НИС 6,7%; Японии
3.4%; США »S
2,0%; ЕС 2,5%.

И все же положение Западной Европы в целом выглядит предпочтительнее, чем США. Страны ЕС сохранят лидирующее положение на рынке химической и металлургической промышленности, строительных материалов и вытеснят США с первого места в машиностроении. Таковы прогнозы.
Таким образом, процесс экономических реформ в развитых промышленных странах в последние годы проходил неравномерно, с отклонениями от традиционных форм. Наметившаяся дальнейшая глобальная трансформация мирового хозяйства приведет к еще более радикальным изменениям, в том числе и в положении современных развитых капиталистических стран.
3.2. «Рейганомика» и ее результаты
На рубеже 7080х гг. инициатива в идейнотеоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам, чьи кредо и политика существенно отличались от тех, которые определяли основные параметры общественного развития в течение всего послевоенного периода. В противовес социалдемократической реформистской модели в этих странах начала создаваться во многом отличная от нее неоконсервативная модель.
Основные постулаты неоконсервативной теории сформировали концептуальную платформу консервативного поворота в экономической политике, осуществленного администрацией Р.Рейгана (род. в 1911 г.)
Теоретической основой этого курса являлась концепция предложения. Концепция предложения ставит во главу угла не расходы (частные и государственные), как это делало кейнсианство, а сбережения, и поэтому декларирует необходимость увеличения сбережений и относительное сокращение потребительского спроса.
Важнейшая черта теории предложения выдвижение налогов на роль главного инструмента фискальной политики. Сторонники теории предложения, пересмотрев взгляды кейнсианцев на экономический механизм бюджетного регулирования, пришли к выводу, что для решения экономических проблем, достижения долгосрочного неинфляцион
ного роста необходимо воздействовать непосредственно на производство путем широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов, в особенности сокращения предельных налоговых ставок на прибыль корпорации и личные доходы.
Следующий важный элемент фискальной политики неоконсерваторов снижение государственных расходов, которое должно проводиться одновременно со снижением налоговых ставок. Основным элементом, подлежащим сокращению, являются социальные расходы, так как именно их консерваторы считают основным дестимулятором «трудовых усилий» и сбережений.
Мероприятия фискальной политики, являясь центральным элементом «рейганомики», отражали эти приоритеты. Главным и наиболее широко рекламируемым элементом «рейганомики» стало принятие в 1981 г. закона о налогообложении. Этот закон предусматривал поэтапное сокращение индивидуального подоходного налога в общей сложности на 23%, сокращение с 70% до 50% максимальной налоговой ставки на доходы от капитала, значительное сокращение сроков амортизационных списаний; увеличение инвестиционной налоговой скидки.
За пять лет налоговые сокращения в совокупности должны были уменьшить поступления федерального бюджета почти на 750 млрд .долл. Предполагалось, что в соответствии с теорией предложения эти меры усилят стимулы к работе, сбережению и инвестированию. Отсюда импульс экономическому росту, уменьшение безработицы, увеличение производительности труда и конкурентоспособности американских товаров на мировых рынках.
На практике теоретическая схема сработала иным образом, не оправдались надежды на быструю и положительную реакцию агентов на снижение налогов. Налоговые стимулы, хотя и были значительными, не могли предотвратить наступление очередного экономического кризиса, который по длительности, глубине падения промышленного производства, безработице и недогрузке производственных мощностей стал самым тяжелым за послевоенный период.
В 1983 г. наступило циклическое улучшение конъюнктуры, ускоренное фискальной и кредитноденежной полити

кой. Однако экономическое развитие (jiha и в этой ситу. ации происходило по сценарию, существенно отличавшеi муся оттого, который был разработан теоретиками предложения, Так, средние темпы роста реального ВНП в 19811985 гг. составили 2,4% значительно меньше, чем обещала администрация (3,8%). Не было отмечено существенных приростов занятости и предложения трудовых ресурсов.

Сренегодовые темпы роста производительности труда за этот период (0,9%), хотя и были несколько выше, чем в 19731981 гг. (0,6%), все же значительно уступали соответствующему показателю за весь послевоенный период (1,9%).
Более ощутимой стала тенденция к росту материального неравенства в американском обществе. От сокращения налогов выиграли главным образом состоятельные слои населения, в то время как от свертывания ряда социальных программ в первую очередь пострадали малообеспеченные семьи. В частности, результаты, полученные на основе экономикоматематического моделирования сотрудниками Бостонского колледжа Б.Блюстоном и Д. Хейвисом, позволили им заключить, что несмотря на стимулирующий эффект фискальной политики, выгоды от экономического эффекта были распределены столь неравномерно, что богатые стали богаче, а бедные беднее.



Содержание  Назад  Вперед