Триединство сил



Триединство сил, приведших к промышленному перевороту и новой культуре - рыночная этика, протестантская этика и этика свободы. Рыночная этика декларировала понятие рыночно направляемой экономики. Открытие заново древних классиков и обновленный интерес к науке и логике породил эпоху Ренессанса серьезно ослабили влияние теологии на человека, через протестантство и протестантскую этику. Этика свободы создала новые концепции в отношениях между человеком и государством через конституционное управление. Эти три этики, или три стандарта культурного поведения, взаимодействовали на практике, изменяли культурные ценности и приближали их к человеку, работе, прибыли и выгоде. Результатом этого культурного возрождения стало создание новой среды, которая приведет к промышленной революции, появлению новых организаций и необходимости формального изучения менеджмента.


Управлениями заданиями - первоначальная концепция управления Ф.Тэйлора, которая впоследствии стала называться научным менеджментом. Менеджмент по заданиям состоял из 2 частей: (1) каждый день рабочий получал определенное задание с детально описанными инструкциями и точными указанием времени для каждого этапа работы и (2) рабочий, выполнивший задание в определенное время получал более высокую зарплату в то время как те, кто затратил больше времени, получали обычный заработок.


Физиологический оптимум - центральная часть оригинальной концепции управления, созданной российским ученым О. Ерманским. Согласно ему, основной вопрос теории рационализации организации труда заключается в определении критерия рациональности организации любой работы. Ученый полагал, что таким критерием не может быть время, то есть скорость выполнения данной работы, определяющая интенсивность затрат энергии. Также нельзя выдвигать в качестве важнейшего критерия и пространство, так как нередко в целях большей рациональности длина пути, проходимого работающим органом при данном рабочем движении, увеличивается. Таким образом, время и пространство рассматриваются не как критерии рациональности организации, а лишь как формы, в которых развертываются явления бытия, сутью которых является взаимодействие сил природы. К такого рода взаимодействиям О. Ерманский относил производственную деятельность, в которой силы части (части природы) взаимодействуют с машинами, материалами и прочими вещественными факторами производства в том или ином сочетании. В этой концепции автор попытался сформулировать основные понятия и методы организационной науки.


Формальная организация - это вид сотрудничества между людьми, которое является осознанным, преднамеренным и имеет определенные цели, согласно Ч.Бернару.

Изучение формальных организации давало возможность обеспечить сотрудничество и обеспечить достижение трех главных целей:

1.Обеспечить выживание организации путем поддержания равновесия комплексного характера в непрерывно изменяющейся среде физических, биологических и социальных материалов, элементов и сил в пределах организации;

2. Исследовать важнейшие силы, к которым должно быть применено урегулирование;

3. Проанализировать функции исполнителей на всех уровнях управления и контроль над формальными организациями.


Хоторнские исследования - серия экспериментов на хоторнском заводе компании Вестерн Электрик, приведшая к появлению школы человеческих отношений. В ходе исследований было установлено, что: (1) норма производительности труда была установлена группой независимо от нормы ожидаемой производительности, установленной начальством; (2) рабочие выполняли определенную неофициальную норму, стараясь не увеличивать и не уменьшать установленную группой производительность труда; (3) группа удерживала в повиновении всех рабочих посредством определенных мер.

В ходе другого эксперимента наблюдатели заметили, что с началом проявления их интереса к проблемам работниц, они:

- потеряли страх и стали говорить более раскованно с должностными лицами компании и наблюдателями;

- проявляли большой интерес к работе и стали общаться друг с другом не только на работе, но и в часы досуга;



- их эмоциональный подъем был тесно связан с манерой наблюдения и с увеличением производительности труда.

Эта связь между манерой наблюдения, эмоциональным состоянием и производительностью труда стала началом изменения взаимоотношений между рабочими и управляющими.

Исследователи пришли также к выводу, что поскольку человек мотивируется не фактами и логикой, чувства и сентименты по отношению к предметам социальных ценностей становятся важными факторами в управлении персоналом.

Основным выводом хоторнских исследований явилось осознание новых менеджерских качеств. Они были исключительно важными для управления человеческими ситуациями: в первую очередь - это умение понимать поведение работников, и во-вторых - это умение советоваться, мотивировать, руководить и строить коммуникации с людьми. Технических навыков оказывается недостаточно для руководства людьми.


Цех основная производственная и как общественная организация в городах средневековой Европы. Цех был не только производственным объединением, но представлял собой также организацию взаимопомощи. Каждый член цеха должен был вносить вступительную плату, а затем платить периодические взносы. Из собранных таким образом сумм и из пожертвований оказывалась помощь нуждающимся членам, производились расходы в случае смерти кого-нибудь из членов цеха. Наконец, цех был военной организацией, представляя собой отряд, который нёс гарнизонную службу и на войне являлся отдельной боевой единицей.


Четвертый фактор производства предприниматели. До промышленной революции экономическая теория сосредоточивалась, в основном, на двух факторах производства: земле и труде, а капитал как ресурс производства был признан только с ослаблением влияния церкви. Физиократы признавали предпринимателя - фермера и полагали что, производство и торговля были бесплодными и неспособными произвести прибавочный продукт. Адам Смит признавал предпринимателя как фактор, но рассматривал его прибыль как прибыль от капитала. Жан Батист Сэй (1767-1832), французский экономист, первым четко распознал четвертый фактор производства в лице предпринимателей или авантюристов, как их тогда называли.


Четыре принципа лидерства Н. Макиавелли описанные этим автором принципы лидерства и сохранения власти. Н. Макиавелли (1469-1527) высказал в своих работах ряд идей, которые в совокупности являют собой оригинальную теорию лидерства и управления. Согласно Р.Ходжетсу четырьмя принципами, оказавшими в дальнейшем значительное влияние на развитие теории и практики менеджмента, являются следующие:

- авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников;

- подчиненные должны знать, чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего он ожидает от них;

- лидер должен обладать волей к выживанию;

- лидер - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.


Эффективная система управления, согласно Гастеву, должна обладать следующими качествами:

1. Дисциплина, без которой невозможно какое бы то ни было управление.

2. Точное знание каждым работником своих прав и обязанностей.

3. Точное установление последней инстанции разрешения каждого вопроса.

4. Предоставление права конечной инстанции низшим служащим в максимальном количестве случаев. (В настоящее время это один из основных принципов научного менеджмента).

5. Автоматичность, установление порядка, при котором права и обязанности каждого работника определены настолько четко, что большинство вопросов решается

согласованием низших служащих без санкции высшего администратора.

6. Точное определение вопросов, подлежащих решению только высшей

администрацией.

7. Исполнение каждым работником по возможности одного точно определенного дела.

8. Установление ответственности каждого работника за точность и своевременность выполнения его обязанностей и распоряжений администрации.


Эффективность разделения труда, согласно Ч.Бэббиджу, являлась результатом следующих обстоятельств:

1. Времени, требуемого для обучения.

2. Потери материалов в процессе обучения.

3. Экономии времени вследствие отсутствия перехода от одной операции к другой.

4. Замены инструментов.

5. Навыков, приобретаемых частым повторением одних и тех же процессов.

6. Разделение труда предполагает приспособление инструментов и машин к выполняемым процессам.




Перейти в оглавление



Содержание раздела