Список терминов


СПИСОК ТЕРМИНОВ

Артхашастра - первый известный учебник менеджмента. Артхашастра означает в переводе учение о хозяйстве и государственном управлении. Она представляет собой системное изложение основных принципов и методов управления, должностных инструкций чиновников, осуществлявших организацию и контроль за деятельностью основных отраслей и предприятий.


Динамика поведения группы- важный элемент анализа поведения группы, созданный Куртом Левиным. Введенные Левиным в научный оборот понятия были объединены под названием полевая теория, в которой говорилось, что поведение группы - это сложный набор символических взаимодействий и сил, которые не только влияли на структуру группы, но и изменяли индивидуальное поведение. Группа никогда не находится в устойчивом состоянии равновесия, а пребывает в непрерывном процессе взаимной адаптации, которую Левин назвал квазипостоянным равновесием.


Дисциплинарные меры - усилия по решению проблемы дисциплины в ранний период фабричного производства. Если судить по современным стандартам, были довольно строги. Усилия по решению дисциплинарной проблемы с тех пор практически не изменились, по крайней мере, в своем теоретическом аспекте. Изменения коснулись лишь практического их применения. Все эти усилия и меры можно сгруппировать по следующим признакам: (1) пряник или предложение положительных стимулов; (2) кнут или негативные санкции; (3) создание новой организационной этики удержания непокорных в определенных рамках. В качестве пряника ранние предприниматели разработали два способа: субподряд и сдельная оплата. Смысл субподряда заключался в том, что предприниматель заключал договор с надзирателем, который обязывался выполнить определенную часть работ. Таким образом, ответственность за выполнение работ переходила к надзирателю, который имел стимул выполнить определенный объем работ с возможно минимальными затратами. Сдельная оплата появилась уже на начальной стадии фабричной системы. Третий метод дисциплины был ориентирован на создание новой фабричной этики. Цель состояла в том, чтобы использовать религиозную мораль и ценности для создания соответствующего отношения к работе. Внедрение правильных привычек к промышленности поощрение велось посредством обучения морали в заводских поселках, порой даже в рабочее времени. Основными формами этого обучения были чтение хороших книг, посещение церкви, проповеди, направленные избежание смертельных грехов, лени, жадности и т.п. Несомненно, это моральное увещевание имело своей целью не только сохранение души рабочего, но и экономический интерес.


Культурная среда менеджмента представляет собой единство экономической, политической и социальной сфер. Ее экономическим аспектом является отношение человека к ресурсам. В каждой организации существует проблема ограниченности ресурсов и множественности экономических целей. Социальный аспект среды заключается в взаимоотношениях людей. В основе социального взаимодействия лежат ценности или культурные стандарты. Политический аспект культуры представляет собой отношения человека и государства. Он включает политические мероприятия для установления социального порядка и для защиты жизни и собственности.


Менеджмент область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов и установления гармоничных отношений с внешней средой. Менеджмент как область знаний или учение есть структура знаний об использовании управления, его функций, целей и сферы деятельности. Менеджмент как профессиональная деятельность есть практика управления организациями.

Необходимые элементы идеальной бюрократии Вебера - следующие:

1. Разделение труда, в котором власть и ответственность была ясно определена для каждого члена и закреплена в официальных обязанностях.

2. Четким построением иерархическому принципу, то есть на основе ступенчатого подчинения и зависимостью числа уровней иерархии и руководителей от общего количества подчиненных;

3.Системой правил, норм, формальных процедур, определяющих права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях и служащих основой административного управления и контроля;



4. Построением внутренней системы отношений на формальных началах как взаимодействия между должностями, а не личностями;

Подбором кадров по формальным признакам на конкурентной основе с последующим продвижением в зависимости от старшинства, стажа работы и достигнутых в работе успехов.


Оптимальное состояние национального хозяйства - это состояние его наивысшей эффективности. Оптимальное состояние есть состояние равновесия и стабильности (относительной). Национальное хозяйство в своем оптимальном состоянии обладает исключительно мощной энергетикой, то есть способностью преобразовывать внешнюю среду, которой для нее является вся жизнь данного государства и окружающие ее другие национальные хозяйства. Это преобразующее действие довольно часто проявляется через экспансию. Последняя может выступать в различных формах.


Организация система, занимающаяся приобретением, размещением и распределением ресурсов в интересах ее создателей. В менеджменте организация нередко рассматривается как объединение людей, преследующее достижение определенных целей. Главной причиной объединения людей в организации является невозможность отдельно взятого человека самостоятельно удовлетворить свои потребности в силу ограниченности биологических и физических характеристик.


Оценка менеджеров и рабочих, согласно А Файолю, изменилась в соответствии с их уровнем в организации и была основана на следующих существенных характеристиках:

  1. Здоровье и физическая пригодность были необходимы для всего персонала.
  2. Интеллект и умственная энергия становятся все более важными по мере продвижения по иерархической цепи. Умственная энергия, как Файоль использовал этот термин, есть способность к заниматься одновременно с многими различными сложными объектами, была необходима для более высоких менеджеров.
  3. Моральные качества, такие как инициатива, принятие ответственности, лояльность и дисциплина были важны на всех уровнях.
  4. Общее образование, то есть, общие знания сверх знаний непосредственной работы, были необходимы каждому, кто желал повышения по служебной лестнице.
  5. Управленческие знания или те, которые касалось планирования, организации, распорядительства, координации и контроля, приобретали все большую важность по мере продвижения вверх по лестнице.

Знание других функций было необходимо в связи ростом ответственности и включением новых сфер деятельности.


Принципы науки управления способы и приемы изучения организационно-управленческих процессов. Это понятие использовалось в русской литературе первой четверти ХХ века применительно к науке управления. Они были сформулированы следующим образом:

1) принцип систематического наблюдения происходящих в управлении явлений;

2) принцип выделения из всей совокупности явлений определенных объектов, изоляции их, разложения на составные части и описания (метод анализа);

3) принцип соединения отдельных звеньев изучаемого процесса в центростремительное целое (метод синтеза);

4) принцип измерения наблюдаемых явлении (во времени и пространстве);

5) принцип эксперимента и, в частности, испытания практикой.


Принципы управления основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления. Их соблюдение обеспечивает эффективность управления.

А) Файолевские принципы. Само понятие принципов менеджмента введено А. Файлолем. Согласно А. Файолю, принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях. Принципы управления выступают в качестве ограничительных условий. Кроме того, ими следует руководствоваться при оценке качества управления, т.е. результатов процесса управления. В этом смысле они превращаются в критерии оценки качества, результативности работы органов управления. Он рассматривал следующие 14 принципов: разделение труда, власть, дисциплина, единство распорядительства (командования), единство руков одства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала.

Б) Дэниэл МакКэлем описывал принципы менеджмента следующим образом:

1. Надлежащее разделение ответственности.

2. Наделение достаточной властью, чтобы полностью осуществлять первое и что бы эти обязанности носили реальный характер.

3. Возможность узнавания честно ли выполняются эти обязанности.

4. Большая точность и оперативность в отчетах о всех нарушениях обязанностей, что бы оплошность можно было сразу исправить.

5. Эта информация, должна приходить через систему ежедневных докладов и проверок, которые не должны обременять главных чиновников и не уменьшать их влияние на подчиненных.

  1. Принятие системы как целого, которая не только позволяет генерал-интенданту обнаруживать ошибки тот час же, но и определить виновного.


Содержание раздела