Экономическая цель средневекового запада - создание необходимого.


Экономическая цель средневекового запада - создание необходимого. Этот же средневековый менталитет очень ярко проявлялся и в менеджменте наиболее развитой и прогрессивной отраслью национальной экономики - ремесленном производстве. Рассмотрим цеховую организацию. Общество, не ставившее целью развития своей экономики эффективность и получения большего количества продукции, не могло уделять внимание развитию управленческой мысли и практики.

Самой распространенной формой организации в городе были цеха. Для средневековых ремесленных цехов характерно мелкое производство. Цех - это корпорация мелких товаропроизводителей. В условиях чрезвычайной узости рынка и относительной незначительности спроса цех всячески следил за тем, чтобы производство сохраняло мелкий характер, чтобы никто не имел возможности превратить свою мастерскую в более крупное предприятие и конкурировать с другими членами цеха. С этой целью цех ограничивал число подмастерьев и учеников, которых можно было держать одному мастеру. Существовали правила, не разрешавшие ремесленнику приобретать больше сырья, чем ему нужно было для производства. Если же он приобретал больше, то излишками он должен был поделиться со своими собратьями по цеху. Каждый мастер мог иметь только одну мастерскую. Было определено число станков, которые можно было иметь в мастерской. Цеховые уставы запрещали устраивать в окнах бьющие в глаза выставки товаров, запрещали зазывать покупателей и т.п. Существовала строгая регламентация в отношении то, каким инструментом и каким материалом нужно пользоваться. Точно определялось, какой ширины должна быть изготавливаемая ткань, сколько нитей должно быть в основе. Pa6oта должна была производиться на виду у всех. Регламентировалось и количество часов, которое должен был работать каждый член цеха. Ночная и сверхурочная работа запрещалась не только потому, что она ухудшала качество работы, но и в целях устранения конкуренции между отдельными мастерами - членами цеха. Мелкое производство ремесленника ставило себе целью не получение прибыли и не расширенное воспроизводство, а лишь добывание средств к существованию.

Цех как общественная организация. Цех был не только производственным объединением, но представлял собой также организацию взаимопомощи. Каждый член цеха должен был вносить вступительную плату, а затем платить периодические взносы. Из собранных таким образом сумм и из пожертвований оказывалась помощь нуждающимся членам, производились расходы в случае смерти кого-нибудь из членов цеха. Наконец, цех был военной организацией, представляя собой отряд, который нёс гарнизонную службу и на войне являлся отдельной боевой единицей.

Средние века дают нам еще один урок нарушения одного из основных принципов менеджмента - принципа единоначалия. Вскоре после тысячного года во главе запада как будто встали два персонажа - папа и император. Конфликт между ними на протяжении целого периода занял всю авансцену. В ходе этой борьбы папство уступило светскую власть монархам, но сохранило свою религиозную организацию. Обеспечив власть над епископами, взяв в свои руки кодификацию канонического права и особенно использовав финансовые источники, церковь стала преобразовываться в сильную наднациональную монархию. Она не только выстояла, но и укрепила при этом свою власть.

Церковь была не только духовным, но и наиболее крупным экономическим центром раннесредневековой цивилизации. Она обладала огромными земельными владениями. Причем, наиболее важными их составляющими были сельские, изолированные от городов монастыри. В своих мастерских монастырь сохранял прежние ремесла и искусства, в библиотеках он поддерживал интеллектуальную культуру, а благодаря своим земельным владениям, сельскохозяйственной технике и труду монахов и зависимых крестьян он был важным центром производства и образцовым хозяйством.

Католическая церковь была крупнейшим ростовщиком того времени. Церковные учреждения были едва ли не первыми банкирами в истории Европы. Имея накопления, церковь открывала кредит королям и сеньорам, причём не брезгала и мелкими ссудами. Официальная церковная догма запрещала взимание процентов. Церковь не взимала процентов, но брала в залог главным образом землю. В случае неуплаты ссуды она получала возможность захватить эту землю.

Католическая церковь обозначила и решила ряд организационных проблем. По мере распространения веры, роста новых сект теология обещала стать разветвленной. Во втором веке нашей эры, лидеры определили необходимость более четко определить цели, доктрину и управление христианской деятельностью, а также условия членства в ней. Лидеры определили необходимость определения новых библейских канонов (т. е. разделили писания на подлинные и инспирированные), доктрин (т. е. католическая или универсальная ортодоксальная вера), идей учреждения организации во главе с церковью. В современных терминах, лидеры католической церкви преследовали потребность институциализировать организацию: то есть выбрать политику, доктрину, власть. Проблема эта появляется вновь и сейчас: необходимость единодушия в цели, несмотря на дискретизацию локальных проблем и условий.

Феодализм породил крестовые походы и в свою очередь, погиб в результате их. Крестовые походы явились стимулом торговли, благодаря открытию новых торговых путей и богатств Востока феодальной Европе. Крестовые походы ослабили христианскую веру. Отправляясь в походы с глубоким христианским чувством и убеждение в своей правоте, крестоносцы вернулись с ощущением того, что на Среднем Востоке манеры, мораль, торговля, промышленность и благосостояние превосходят их культуру. Результатом этой культурной конфронтации стало развитие секулярной жизни в Европе через ослабление религиозных основ. Возросший в походах интерес к исследованиям и новый дух торговли и коммерции заполнил землю феодализма. Новые рынки, новые идеи, рост городов, первые ростки среднего класса, свободная циркуляция денег и кредитных инструментов, изменение католического порядка подготовило почву для эпохи Ренессанса и Реформации.

Старые города были живлены торговлей, а новые рождались как центры торговли. Промышленный рост сопровождался укреплением торговли, а текстиль стал ведущим фактором экономического роста. Первой формой организации промышленности была система домашнего производства. При этой системе торговец доставал сырье и передавал его рабочим или семьям, которые используя свое оборудование, производили вещи и поставляли их работодателю за заработную плату. На самом деле, домашняя система производства существует даже сейчас в производстве твидовой одежды в Ирландии и Шотландии. Недостатки надомного производства находятся в простых орудиях труда и технологии, небольшим желанием их усовершенствовать и в незначительном разделении труда. По мере роста объема торговли, домашняя система доказала свою неэффективность. Преимущества специализации труда, масштабного производства в одном месте неизбежно вели к становлению фабричной системы.

Рассматриваемый период представлен исключительно интересными работами Николо Макиавелли. По общепринятому мнению, он создает впечатление мастера обмана в межличностных отношениях. Предмет книги Макиавелли - это манипуляция как главное средство приобретения и сохранения контроля над другими. Идеи Макиавелли были очень интересны и в то же время долгие годы их критиковали. Психологи развивали серию инструментов, названных школой Мака с целью измерить ориентацию личности. Человек с высокой оценкой Мака склонен вести себя согласно идеям его теории. Исследования показали, что личность макиавеллистического типа характеризуется тенденцией оценивать ситуации логично и продуманно; способностью обманывать ради достижения личных целей. Они не очень сочетаются со справедливостью, законностью, дружбой, обещанием или мнением других, но, тем не менее, они могут влиять на других. Человек с высоким показателем по шкале Мака может хорошо осуществлять контроль и пытаться использовать плохо структурированные ситуации. Напротив, люди с низким показателем могут принимать указание других в таких ситуациях; они много работают на успех в хорошо структурированных ситуациях.

Во второй половине XX века политологи, историки и, особенно, специалисты по менеджменту не только проявили к Н.Макиавелли повышенное внимание, но и перешли к более позитивной оценке его творчества (возможно потому, что в самом менеджменте имеет место манипуляция работниками). Сейчас его произведения рассматриваются как источники идей, составлявших оригинальную систему практического управления. По своей эффективности, глубине и политической мудрости она не только не уступает, но даже превосходит иные разработки наших современников.

Специалисты упоминают четыре принципа Макиавелли, которые оказали влияние на развитие менеджмента:

1) авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников;

2) подчиненные должны знать, чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего он ожидает от них;

3) лидер должен обладать волей к выживанию;

4) лидер - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.



Содержание  Назад  Вперед