Еще труднее изменить поведение.


Первый уровень довольно легко поддается изменению; для него нужно выяснить запас старых знаний (квалификацию) и новый уровень требований рабочих. Установки человека включают еще и эмоциональную компоненту, поэтому их менять сложнее. Еще труднее изменить поведение.

Так, например, человек может знать об опасности курения, чувствовать ухудшение своего состояния и даже с неприятием относиться к нему (установка), но не в состоянии изменить поведение (бросить курить) в силу долговременной привычки. И самое трудное изменение групповой деятельности. Здесь мы сталкиваемся с обычаями, нравами, традициями.

Группа представляет собой самовосстанавливающуюся форму совместной деятельности. Поэтому изменить поведение отдельного ее члена без предварительного изменения групповых норм и ценностей дело чуть ли не безнадежное.
Но именно такова стратегия изменения, построенная на применении формальных норм и стиля руководства, ориентированного на задачу. Организационные улучшения начинают здесь с вывешивания приказа об изменении штатного расписания, режима работы, выговоров за опоздание, контроля посещения и т. д. Насильственная инновация, опирающаяся на инструменты и символы позиционной власти, редко достигает желаемого результата, так как начинает с самого трудного участка. В этом случае смещается естественный порядок, очередность циклов изменения, вместо прогрессивных наблюдаются регрессивные процессы, обнаруживаются скрытые формы сопротивления.
Напротив, партисипативный цикл изменений, основанный на привлечении работников к участию (отсюда и его название) в принятии решений, начинается с формирования новых знаний у индивидов, их представления о целях организации, создания у них желаемых установок. Положительное изменение отношения к предстоящему нововведению закрепляется в групповом участии в разработке общих целей, создании механизма совмещения формального и неформального руководства. При насильственном вмешательстве результаты неустойчивы и все может вернуться на прежние места, когда руководитель потеряет свою должность.

В свою очередь, недостаток партисипативного цикла затяжной, медленный (хотя и более устойчивый) характер изменений. Здесь могут быть такие стадии, как «размораживание» (т. е. освобождение от старых установок и привычек), переобучение и закрепление нового.
Вопросы к главе
1. Как вы поняли, что такое организационное поведение ?
2. Почему социальная система не имеет иной структуры, кроме той, которая задана ее функционированием?
3. Что такое открытая система?
4. Из чего состоит «топография» организационного пространства?
5. Чем отличается престиж от статуса?
6. Какие два типа власти различают социологи ?
7. Из каких элементов состоит модель поведения Хоманса?
8. Охарактеризуйте шкалу лидерского поведения Танненбаума и Шмидта.
9. О чем говорит теория Арджириса ?
10. Опишите четыре модели стилей управления Лайкерта.
11. Что такое «уровень доверительности» и как его можно использовать на практике?
12. Какие типы управления выделили Блейк и Моутон ?
13. Что такое адаптивный стиль руководства?
14. Чем различаются эффективный и успешный руководители?
15. Опишите мысленную модель Басса.
16. Что описывают три переменные Лайкерта и в чем их практическая польза?
Глава 23 ГУМАНИЗАЦИЯ И РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ТРУДА

Большинство специалистов по управлению сходятся во мнении, что эффективность любого учреждения или промышленной компании на 80 % зависит от того, как удачно соединены живые и вещественные факторы труда. Иначе говоря, как надежно функционирует система «человек машина». Это и есть сфера организации труда, которой издавна и очень активно интересуется менеджмент.

Что такое организация труда

Еще в начале XIX в. эксперименты Р.Оуэна, а также нововведения Болтона и Уатта доказали, что рациональная организация производства плюс заинтересованность и мотивация это основа делового успеха. В конце XIX начале XX в. Фредерик Тейлор первым в мире перевел организацию труда из области интуитивных догадок в сферу точной науки. В каждом виде деятельности работе токаря, механика или грузчика можно обнаружить множество лишних и ненужных движений. Чтобы избавиться от них, трудовой процесс надо разбить на мелкие операции, построив его «атомарную структуру», или модель труда.



Затем выделить главное и убрать второстепенное, расписав все по минутам. Когда человек работает красиво, у него повышаются мотивация и производительность.
Тейлор сделал первый шаг к тому, что теперь называют микроорганизацией труда. Это рационализация не системы управления предприятием, а рабочего места и отдельных операций. Следующим его шагом было отделение управления от исполнения. Тем самым он включил в механизм разделения труда всю управленческую цепочку: администрация должна своевременно обеспечивать рабочих сырьем, инструментами, заданием, техдокументацией, а рабочие должны эффективно трудиться. Разделение труда переросло в распределение заданий и кооперацию деятельности.

Не рабочие существуют ради администрации, как это считалось до Тейлора, а руководители обслуживают рабочих.
Третий шаг переобучение и переквалификация кадров. Брать на работу случайного встречного экономически невыгодно. Заводскую проходную Тейлор превратил в сложнейший механизм профессионального отбора.

Успешно выдержавшие испытание на профпригодность не сразу приступают к работе. Некоторое время их обучают или переобучают высокопроизводительным методам труда. Вместе с этим они проходят период адаптации к коллективу под присмотром опытных наставников-мастеров («функциональной администрации»), которые контролируют каждый шаг и каждое действие новичка.
Итак, профессиональный отбор, профессиональное обучение, рациональные методы труда и рациональное размещение рабочей силы вдоль четко распланированной технологической цепочки вот основа НОТ.
Организация труда тесно связана с условиями и содержанием труда. Под организацией труда понимается форма, способ и порядок соединения живого (человек) и вещественного (оборудование) труда. Она отвечает на вопрос о том, рационально или нет соединяется работник с орудиями труда.

Различают организацию труда в техническом смысле и в социальном. В техническом смысле организация труда включает следующие элементы:
расстановка работников и наделение каждого из них трудовыми функциями;
выбор оптимальных форм разделения труда и расчленение общего объема работ на отдельные составные части, каждая из которых выполняется одним работником (или группой работников);
отделение основных работ от вспомогательных;
выбор организационных форм объединения усилий работников, выполняющих самостоятельные задания (кооперация труда);
планировка и оснащение рабочих мест, организация их обслуживания (обеспечение сырьем, материалами, заготовками, инструментами, информацией, средствами связи, техдокументацией и т. д.);
установление рациональных приемов и методов выполнения работы;
выбор соответствующих ритмов труда и отдыха, обеспечивающих чередование времени труда и отдыха на протяжении рабочей смены, а также в течение недели, месяца и т. д. (условия труда);
установление меры труда, средством которого выступает нормирование;
создание системы стимулирования труда (материальные и моральные стимулы);
подготовка кадров и повышение квалификации работников;
укрепление трудовой и производственной дисциплины. Таков круг вопросов, которые обычно включаются в техническое понимание организации труда. В социальном смысле под организацией труда надо понимать то, насколько средства, предмет и процесс труда соответствуют ожиданиям и ценностям работника, способствует или нет данное рабочее место росту квалификации и профессионализма, повышению удовлетворенности и мотивации, развитию, межличностных отношений.

Для социолога организация труда редко выступает в роли технического явления. Главное для него поведение и мотивация работника, то, насколько гуманной может быть организация труда. Он оценивает ее с позиций человека, а не производства.

Поэтому организация труда может быть традиционной, отсталой, консервативной, прогрессивной и т. п. Все зависит от того, какими средствами укрепляется дисциплина труда, повышается заинтересованность в работе или организуется совместный труд группы людей авторитарными методами и старым типом бригады или демократическими методами и автономными группами.
В техническом смысле слова организация труда подразумевает три ключевых момента: разделение труда (специализацию), кооперацию труда (функциональную взаимосвязь работников), распределение работ (заданий) и контроль за их исполнением (штрафные санкции и юридические нормы). Они определяют, какой объем работы, в какие сроки и с каким качеством должен выполнить данный человек, кто назначает ему задание, перед кем он отчитывается, с кем кооперируется в своей деятельности, кто контролирует его работу. То или иное сочетание этих элементов порождает традиционную или нетрадиционную форму организации труда. Узкая специализация, выполнение одной или двух операций, детальный контроль, ограниченная кооперация с другими работниками, высокая интенсивность и однообразие труда называются традиционной организацией труда. Часто ее называют еще тейлоризмом.

В отличие от нее нетрадиционная (новая) форма организации труда учитывает роль человеческого фактора и социально-психологических отношений. Новых форм организации труда существует несколько, их называют еще нестандартными. К ним относят неполный рабочий день, сокращенную рабочую неделю, гибкий график рабочего времени, расширение заданий, удлинение отпусков, работу на дому, ротацию и некоторые другие.



Содержание раздела