Культура чтения и письма




Человечество создавало не только материальные богатства, которые видно невооруженным глазом: дома, города, фабрики, магазины и транспортные средства. Большая часть созданной человеком культуры является богатством духовным, обнаружить которое гораздо сложнее.
Если экономика, которая основана на труде и эксплуатации, представляет собой общественный базис, то письменность, то есть чтение и письмо, являются культурной надстройкой.
Деньги есть посредник между двумя уровнями человеческого общества: между общественным базисом (материальное богатство) и культурной надстройкой (духовное богатство). Чтобы в двух следующих главах полностью раскрыть тайну денег, мы должны обратить свое внимание на искусство, которое сделало возможным появление духовного богатства — языка и в первую очередь — письменности.

Язык как биологическая способность
Язык не является человеческим изобретением. Даже животные с помощью определенных однозначных звуков осуществляют процесс коммуникации. Язык некоторых животных (например, дельфинов) кажется весьма четким, другие (домашние) животные иногда проявляют чудеса и рудиментарно понимают своего хозяина.
Но в языке человека процесс биологической эволюции пережил сильную дифференциацию. За дифференцированный язык и соответствующее сознание мы должны быть благодарны своему мозгу (неокортекс) и горлу в совокупности с прямохождением.
Способность к абстрактному мышлению есть результат языкового развития. (В языке предметы получают в качестве своего символа определенный набор звуков, например, совокупность звуков д, о, м. Другая совокупность звуков, например, л’, у, б, о, в’, относится даже не к предмету — она символизирует чувства. А другие звуковые комплексы, например, б, о, г, определяют полностью абстрактные понятия.)
Язык — это центральная составляющая понятия человек. Способность говорить заложена в нас генетически. В определенном возрасте ребенок ощущает сильную потребность встать на ноги и ходить.

Точно так же, как в свое время, он начинает пытаться высказывать свои мысли на языковом уровне. Мы не учимся говорить в школе с помощью указаний учителя, нам достаточно только хорошо слышать и находиться в определенной языковой среде, чтобы освоить конкретный (родной) язык.

Беглая коммуникация
Представим себе, как же в течение целых тысячелетий развивался человеческий язык.
Мы больше не живем на деревьях, а целыми группами бродим по саванне в поисках пищи. Мы остерегаемся опасных животных и сообщаем друг другу криками, что нашли что-то съестное.
По ночам мы наблюдаем за звездами и сообщаем друг другу, что же увидели. Мы видим звезды, которые дают обильную пищу для фантазии, среди звезд есть такие, которые движутся по небу, и такие, которые стоят на месте. Мимо пролетают метеориты. Есть ли у всего этого какое-то значение?

Возникают мифы, которые передаются из поколения в поколение.
Через несколько тысяч лет женщины сидят у огня в пещере и работают. Они шьют одежду, мастерят посуду, разрисовывают пещеру и дискутируют о собственном мастерстве.
Или другая женская тема: похож ли ребенок на мать или отца? Почему он так похож? Есть ли в этом какое-то значение? А почему у нее детей нет?

Все это женский опыт, который будет играть важную роль в разведении животных.
Отчаянно жестикулируя, мужчины возвращаются с охоты. Страсти постепенно утихают, начинается разговор о стратегии следующей охоты.
Разведчики ищут новое пространство для охоты и рассказывают о том, что видели. Недалеко появилось еще одно человеческое племя!
Возвращаясь на покинутое стойбище, люди сталкиваются с чудом: там, где кто-то забыл после еды рассыпанные зерна, появились новые растения, которые можно собрать.
Пригоршня семян неожиданно увеличилась в несколько раз! Что же произошло? Нельзя ли это повторить, теперь уже намеренно?
В то время как мужчины охотятся, женщины учатся работать в огороде. Вместо того чтобы целые дни проводить в поисках продовольствия, они сажают семена и собирают урожай. Обильная пища для разговоров!
У детей появляется все больше претензий. Они все чаще хотят слышать истории своего рода!


Кто-то ранен или заболел. Что же происходит? Как избавиться от болезни?

А вот умер кто-то из соплеменников. Что с ним будет после смерти?
Вокруг хижин собрались дикие животные, их приходится подкармливать, они становятся все более ручными, чем не тема для бесконечных бесед!

Поводы для бесед становились все более сложными, они имели все большее значение для развития общества.
От всех подобных разговоров до нас не дошло ничего, кроме глубоких следов в наших генах, пары орудий труда и жилищ, которым удалось победить время и остаться молчаливыми свидетелями человеческой культуры того времени. Эти разговоры мы можем только реконструировать логическим путем.
Устная речь бегла, как выдыхаемый нами воздух. Она дает возможность передавать следующим поколениям сведения о культуре. Но и здесь существуют границы: принципиальное значение имеет тот факт, что адресат устной информации должен присутствовать при ее передаче и выступать в качестве слушателя.
Как бы ни хороша была устная речь для непосредственного общения, то есть для прямой коммуникации, она абсолютно не подходит для консервации знаний и сведений, с ее помощью невозможно создать комплексную культурную традицию. Знания, передаваемые из уст в уста, могут оказаться неправильно понятыми или забытыми. (Новый Завет был облачен в письменную форму только через 600 лет после жизни Иисуса Христа.)

С развитием письменности возникает культура, имеющая протяженность во времени и пространстве
Письменная речь тоже подвергалась воздействию эволюционных процессов, она имеет различные источники, но главным из них является символическое изображение конкретных предметов.
Со временем письменность становится все более абстрактной. Изображения предметов (например животных) постепенно превращаются в абстрактные символы. Даже египетская письменность была очень символичной. В китайском языке один иероглиф обозначает целое слово (всего в нем приблизительно 50 тысяч иероглифов).

В греческом языке существовало 24 знака-символа, и, кроме того, греки пользовались прописными и строчными буквами. Возникла необходимость в материалах, на которых и которыми можно было писать: таблички, папирус, стило.
С развитием этой техники появилась возможность передавать информацию реципиентам, которые в данный момент недоступны и могут находиться далеко — с точки зрения времени (следующие поколения) или пространства (отдаленные области).
Теоретически письменная информация доступна всем. Возьмем, к примеру, один из известнейших древних письменных памятников — И-Джинг: любой из нас может купить его в магазине и прочесть. Потенциально он стал всеобщим достоянием.

В нашей культурной среде гораздо отчетливее это прослеживается на примере Библии.
Беглый диалог, обмен информацией лицом к лицу, человеческая языковая коммуникация с развитием письменности получили абсолютно новое качество.
Опыт и знания перестали быть личной собственностью, стали предметом коллективного обладания, доступным всем.
Письменность создала стабильную структуру обмена, постоянно находящуюся под рукой совокупность информации о коллективных знаниях.
Религия и философия, наука и техника (где важна точная информация) развиваются бурными скачками. Человечество сделало гениальное открытие, с помощью которого стало возможно зафиксировать духовное богатство и сделать его материальным.

Письменность как коллективная память и сознание
Более миллиона лет наше биологическое развитие медленно передавалось от поколения к поколению на генном уровне. Информационный банк данных — Человек — был биологически материализован в генах каждого из людей. С появлением процесса запоминания человечество создало коллективную память.

Все знания (духовное богатство) на Земле могут быть зафиксированы в письменном виде и собраны в книгах. Однажды приобретенные знания можно передать другим людям, которые будут развивать их дальше. Письменность дала возможность совершить мощный эволюционный скачок: культурное развитие человечества получило новое направление — в сторону единой семьи с коллективной памятью!
Появились библиотеки, в которых аккумулировались знания определенных культурных кругов. В те времена каждую книгу приходилось переписывать от руки, монастыри и храмы превратились в духовные центры. Были записаны религиозные и государственные законы, договоры, исторические события и литературные произведения.
После того, как Гутенберг изобрел печатный станок, книги можно было издавать массовыми тиражами. Разве кого-нибудь может удивить тот факт, что первой отпечатанной книгой была Библия? Распространение письменности после изобретения печатного станка можно сравнить с появлением Интернета сегодня.

Фактически знания превратились во всеобщее достояние: духовное богатство получило возможность распространяться, как огонь по соломе.
Развитие письменности создало базис для человеческой культуры, для коллективного сознания, то есть для сознания, характерного для целого биологического вида под названием Человек!
Таким образом, развитие человечества перешло в новое измерение. На вопрос: Что такое человек? мы теперь можем ответить не только с точки зрения генов. Вопрос теперь следует ставить по-другому: Что такое человечество?

Ответ мы найдем в понятии культуры.
Другими словами, прогулки по Луне не входят в биологические способности человека. На нас воздействует сила тяжести. И все-таки, хотя до сих пор мало кто из людей побывал на Луне, теперь это возможно. Это объясняет, что же такое культура человечества.

Но не забывайте, какое общественное богатство, какой высочайший уровень развития науки и техники, образованности инженеров и техников, менеджеров и космонавтов необходим, чтобы послать на Луну пару экземпляров нашего биологического вида!
С тех пор, как основная тяжесть в понятии сущность человека была перенесена с генного уровня на уровень культуры, человек не может жить только биологически (как животное): ему необходимы общественный и культурный уровни. Эти уровни связаны с такими понятиями, как воспитание, социализация, то есть превращение человека в часть человеческой культуры.

Возникновение школ и образования
У нас есть данная нам от рождения способность говорить, а вот с чтением и письмом все обстоит по-другому. Эти навыки еще слишком молоды, чтобы стать частью нашего биологического багажа, наших человеческих генов. Да этого и не нужно.

Человеческую культуру мы не получаем вместе с генами, ею приходится активно овладевать. Для этого мы ходим в школу. В школе мы учимся письменной речи, то есть учимся читать и писать! С помощью этих умений мы получаем знания человечества и оказываемся способными дальше развивать культуру и самостоятельно создавать духовное богатство.

Для этого каждый из нас лично должен изучить, скажем, актуальное положение человечества (прежде всего, с помощью чтения и письма).
С этой точки зрения, и школьное образование, и учеба всю сознательную жизнь являются составляющими становления человека: наше биологическое приданое закреплено на генном уровне, а наше культурное приданое нам приходится осваивать активно. Мы вступаем в права наследства не только на материальном уровне, но и на культурном тоже, ведь каждый из нас от рождения имеет разные задатки к овладению культурными ценностями.

Автомобиль как материальное и духовное богатство
Давайте рассмотрим автомобиль, созданный по новейшим технологиям, с точки зрения актуального состояния человеческой культуры.
То, что мы можем воспринять в автомобиле невооруженным взглядом, является материальным богатством: материал (например, цинк), интерьер (например, кожаные сидения), техника (например, навигационная система), определенные возможности (например, соотношение максимальной скорости и расхода бензина), имидж фирмы (например, Мерседес-Крайслер) и соответственная цена. Все это видимое, созданное человеком богатство.
Но только представьте себе, какой безграничный объем знаний, техники и ноу-хау скрыт в этом автомобиле. Объем технических знаний уходит корнями в глубокую древность, в те времена, когда было изобретено колесо! Представьте себе, что мы поместим все книги, необходимые для изобретения, создания и безопасного использования автомобиля, в библиотеку.

Не забудьте про спутниковую и компьютерную технику, транспортные системы, системы безопасности, инструкции по сборке, знания менеджмента. Навряд ли есть хоть одна техническая книга, которая не попадет в эту библиотеку! Такая виртуальная библиотека — это невидимое духовное богатство, с помощью которого можно воплотить и материализовать автомобиль.
Нет в мире человека, который овладел бы всеми этими знаниями! Каждый принимавший участие в разработке, внес свой вклад в виде специальных знаний. Автомобиль воплощает техническое ноу-хау всего человечества, овладеть которым не под силу одному конкретному его представителю.

Все, что необходимо для изобретения и развития этого вида материального богатства, можно освоить с помощью письменно зафиксированных знаний, техники и ноу-хау. Наша виртуальная библиотека открывает доступ к разработке и использованию материального объекта автомобиль.
Человеческая культура состоит из базиса одухотворенной материи (например, технически совершенного на данном этапе автомобиля) и надстройки, то есть материализованного духа (огромной базы данных человеческих знаний). Теперь можно перейти к центральному вопросу: а какое отношение ко всему этому имеют деньги?



Содержание раздела