Два вида власти и богатства




Говоря в предыдущей главе об оздоровительных разочарованиях, мы реабилитировали свои представления о не имеющем границ богатстве. Быть богатым не стыдно — это жизненная задача. Наш взгляд стал свободным, теперь мы можем посмотреть на тайну денег другими глазами.
Но нельзя закрывать глаза и на то, что у накопленного к настоящему времени общественного богатства есть теневая сторона. Это та сторона, из-за которой предсказатели и оракулы пытаются давить на тормоза, препятствуя прогрессу. Если богатство основано на эксплуатации, то оно должно наталкиваться на ограничения, потому что бесконечно эксплуатировать нельзя ни Землю, ни Природу, ни народы, ни отдельного человека.

Чтобы избавиться от этого противоречия (богатство безгранично, но эксплуатация имеет рамки), мы попробуем отыскать возможности создавать богатство вне эксплуатации.

Богатство Природы
Откуда, собственно говоря, у Природы ее необъятная полнота, ее неимоверное богатство?
Давайте перенесемся на три миллиарда лет назад! Земная кора в то время была настолько охлаждена, что смогли образоваться моря, а из воды выступали континенты и острова.
В самой воде жизни еще не было, суша представляла собой одну безжизненную пустыню. На Землю постоянно летели молнии, несущие огромную энергию, — это было непрерывное снятие атмосферного напряжения. Кислородной атмосферы тогда еще не существовало.

Беспрепятственно на Землю попадали радиоактивные и ультрафиолетовые лучи Солнца. В морях кипел и бурлил бульон. В нем плавали неисчислимые частицы и образовывались химические соединения. Солнечные лучи и молнии оказались той энергией, которая приводила к образованию бесконечного количества химических соединений, потом они снова распадались.

Это была фаза химической эволюции.
Через два миллиарда лет (миллиард лет назад) Земной шар стал совершенно другим: образовалась воздушная атмосфера, содержащая кислород, на суше появились зеленые леса. Возникла жизнь, были открыты сексуальный обмен и сексуальное продолжение жизни, что дало толчок для развития самых разнообразных ее проявлений. Жизнь забурлила в морях и лесах. Полным ходом шла биологическая эволюция.

С Луны Земля выглядела примерно так же, как сейчас ее видят члены космических экипажей.
Что же произошло за эти два миллиарда лет? Как Природе удалось добиться такого богатства? Неужели она поработила другие планеты Солнечной системы и занялась их подавлением? Неужели Марс и Венера оказались разграбленными?

Или, может быть, была создана планета-колония, чтобы импортировать на Землю дешевые богатства?
Мы все прекрасно понимаем, что у Природы не было необходимости использовать подобные методы. Она достигла богатства за счет своих собственных потенциалов: огромного запаса энергии Земли и неукротимой жизненной силы Природы в непрекращающемся танце с энергетическими лучами Солнца.
Небольшая пометка на полях: Природа не устроилась поудобнее на самой высокой вершине Земли для размышлений о внутреннем богатстве, получая удовольствие от пребывания в гордом одиночестве. Она не приняла решения направить эволюцию внутрь. Она направила свой потенциал наружу, создала полноту видов, а внутреннее ее богатство нашло свое отражение в богатстве внешнем.
Развитие естественного богатства — это процесс сам по себе творческий. Это естественная, креативная модель власти и богатства.
Позже человек вспомнит об этой модели, когда после безумного патриархата (подчините себе Землю!) он, наконец, одумается. Мы вспомним об эффективности этой творческой модели власти и богатства, когда снова придем к контакту с потенциалом внутренним, отнесемся к нему с уважением и освободим себе путь наружу. С освобождением внутреннего богатства связана перспектива нашей внешней, безграничной свободы.

Устройство патриархального общества
Когда примерно 10 тысяч лет назад человек перешел к оседлости, он присвоил себе и землю, и почву и начал четко разделять, где твое, а где мое. (С тех пор в мужчине притаился глубокий невротический страх перед объединением, потому что его господство зиждется на разделении!)


Итак, свое победное шествие начал патриархат: теперь появилась градация между победителями и побежденными, между эксплуататорами и эксплуатируемыми, между хозяевами и подчиненными, между сверхчеловеком и недочеловеком, между теми, кто выиграл и проиграл, между палачом и жертвой. (Кстати, одновременно с этим началось и победное шествие логичного, аналитического, разделяющего разума, в котором скрыт панический страх перед чувствами и интуицией.)
Мужчина (Человек) провел границы вокруг своих владений и защищал их до последней капли крови. Свое имущество он мог передать старшему сыну, то есть своей плоти и крови, а женщина (существо среднего рода) была поставлена в один ряд с другим имуществом. Собственную женщину (имущество) ревниво оберегали от конкурентов.

У нее отняли самостоятельность, она стала зависеть от мужчины, то есть от кормильца. (При этом кормление есть биологическая функция женщины!) Ревность и борьба с конкурентами расцветали, благодаря мужчине, пышным цветом.
Итак, были заложены основы насилия, войн и эксплуатации.
Материальные богатства можно было приобрести, отобрав у других за счет эксплуатации или грабежа: отнимая растения (вырубка лесов) и животных (домашние животные в качестве рабочей скотины или источников пропитания) у Земли, превращая в рабов целые народы, классы и низких людей, то есть женщин и детей.
Короли, священники и воины больше не работали, теперь они заставляли работать других. Высшие классы существовали за счет рабского труда и колонизационной политики. Быть богатым означало иметь власть над другими людьми. Одни работали, другие присваивали результаты их труда. (Это наше патриархальное представление о богатстве, которое позволяет сохранить амбивалентность собственной мечты о нем.)
Эксплуатация — это форма присвоения материального богатства, созданного другими людьми. При эксплуататорском присвоении и создании за счет его материального богатства обязательно есть побежденные, эксплуатируемые, бессильные, то есть всегда есть жертвы.
Как строят дворец? Для этого нужны материалы (поставщик — Земля), план (это работа хозяина и его консультантов) и огромное количество тех, кто работает (это удел рабов). Дворец как вновь созданное богатство состоит из материалов (например, мрамора), духовного начала (план) и большого количества физической работы (пот и кровь).
Нам не хотелось бы чересчур драматизировать историю патриархата. Это, безусловно, специфическая форма человеческой организации, которая ведет в силу своей природы к нашей эмансипации.
Патриархат дал возможность создать общество, в котором есть дома, деревни, города и государства, где есть корабли, поезда, автомобили и самолеты, фабрики и предприятия, постепенно превратившиеся в нашу вторую натуру. И какой бы мудрой ни была восточная философия, там тоже никто не прошел мимо патриархата.
Но если мы с вами поднимемся над односторонней точкой зрения на классовую борьбу немногих избранных (здесь существует множество идеологических и лингвистических форм, таких как социализм, феминизм, религиозный фундаментализм или фанатизм народов) и перейдем на точку зрения единого человечества, то можно будет сказать, что мы создали человеческое общество, в котором мы, человек, эксплуатируем нас же, человека, с большим количеством жертв. И больше ничего.

Дом, построенный собственными силами
Чтобы подвести черту и получить возможность мирно расстаться с этой фазой патриархата, наверное, имеет смысл сравнить последние 10 тысяч лет человеческой истории со строительством дома собственными силами.
Итак, определен участок под строительство, проведены границы и составлен план. На этой фазе практически никакого внимания не уделяется вегетации участка: строительная площадка засоряется, кусты, луга и цветы безжалостно вытаптываются, у животных, для которых этот участок почвы стал домом, отнимают пристанище.
Члены семьи и знакомые оказывают дружеские услуги. В период строительства дома каждая свободная минута посвящается именно этому. В жертву принесены отпуск (или даже два) и все свободное время, дети не могут похвастаться вниманием со стороны родителей.
Все посвящено одной цели: как можно скорее приобрести крышу над головой. Из-за стрессов и двойных, а то и тройных перегрузок страдает здоровье. Иногда возникает такое впечатление, что приходится мобилизовать все свои силы, только чтобы закончить дело своей жизни (и передать его по наследству своим детям). Человек доходит до границы собственных возможностей, эксплуатируя самого себя, и продолжает строительство, отнимающее не только силы, но и здоровье. Может быть, в это время действительно начинается какая-нибудь серьезная болезнь.

Здесь требуется чисто физическая сила, и всем во время строительства распоряжается мужчина.
Ни о какой семейной гармонии речи не идет. Пышным цветом расцветают напряженность и нетерпение. Общение зачастую сокращается до приказов и указаний.

Требуется слепое подчинение, это не подходящее время для дискуссий, ситуацию определяет действие. Чем быстрее заканчивается строительство, чем раньше происходит переезд, тем ниже оказываются затраты. Материальные расходы человек сокращает в ущерб здоровью и гармонии.
И вот дом готов! Великое событие! Все трудности забыты моментально.

Теперь пришло время сделать его жилым, то есть обставить как можно уютнее и наслаждаться жизнью.
Вскоре вокруг дома начинается устройство сада. Строительная пустыня снова возрождается к жизни, посажены новые деревья и кустарники, устроен пруд и маленькие биотопы. Природа вокруг дома расцветает.

Появляются насекомые, птицы и другие животные. Возникает рай местного масштаба.
На второй фазе — интерьеры и сад — главной становится женщина. Наверное, какое-то время еще приходится очень много работать, чтобы покрыть расходы на строительство. Но даже при жесткой работе, при которой человек безжалостно эксплуатирует самого себя, возникает нечто новое — дом, кров.

Забыты и стресс, и ссоры. Вновь возвращаются здоровье и гармония.
Нельзя ли эту умиротворяющую схему применить для последних 10 тысяч лет патриархата? Не пора ли тот дом, который мы строили с огромными усилиями, напряжением, жертвами и лишениями, в ссорах и недовольстве, обставить так, чтобы в нем можно было жить? Не пора ли возродить вокруг него сад, то есть Природу?
Тяжелая работа и самоэксплуатация — это вторая модель развития богатства. Это патриархальная модель трудного общественного прогресса.
Даже если эта модель уже дошла до своей границы, это совсем не значит, что вместе с ней закончились эволюция, жизнь, богатство и прогресс. Наоборот, только теперь и может по-настоящему начаться трансформация патриархата!



Содержание раздела