Денежная масса и экономический рост


Кроме того трудно смириться с постепенным изъятием бюджетных средств из сферы деятельности коммерческих банков (окончательно этот процесс должен был завершиться к 1 января 1998 г.), с ужесточением надзора за деятельностью кредитных организаций.
Важным вопросом является определение роли Центрального банка Российской Федерации в социально-экономической жизни страны. Функции Банка России закреплены в Конституции (ст.75) и в Федеральном Законе "О Центральном банке Российской Федерации" (ст.З и 4). По мнению В.В.

Жириновского, акцент Банка России на монетарных вопросах (стабильность национальной валюты, устойчивость денежного обращения, надежность работы банковской системы) “ошибочная парадигма", которая "определяет буквально всю глубоко ошибочную и разрушительную политику Центрального банка".
Дж.М.Кейнс в годы потрясений и кризисов писал: "Самый легкий способ разрушить экономику и политический строй государства это подорвать стабильность его национальной валюты". Нестабильная денежная система, крайние формы проявления которой гиперинфляция, господство денежных суррогатов и иностранных валют, разрушение товарно-денежных отношений и бартер, никогда в истории не приводила к экономическому подъему и социальному оздоровлению. История показывает, что там, где государство "портит" монету, печатает денежные знаки, кредитует без ограничений, резко обостряются экономические и социальные болезни. Революции в России и Германии; Веймарская республика, стагфляция в западных странах в 70-е гг., сопровождавшаяся кризисом финансовой, банковской политической систем (особенно яркий пример - Италия) - все эти разрушительные процессы проходили на фоне непрерывного обесценивания национальных валют.

Деградация денежной системы (второй после армии опоры государства) была одной из основных причин этих явлении.
По поводу того, что “можно иметь стабильную денежную систему при полностью разрушенной экономике, причем разрушенной именно с целью ее стабилизации" связи хотелось бы отметить два момента.
Во-первых, при стабильной денежной системе (если абстрагироваться от некоторых других важных элементов: эффективная судебно-правовая система, гибкое налоговое законодательство, государственная поддержка образования и здравоохранения) страна обречена на экономический рост, ибо при стабильной денежной системе не обесцениваются сбережения, активы и капиталы, а самый выгодный вид вложения средств долгосрочные инвестиции. Именно после стабилизации денежного обращения и государственных финансов всегда наблюдается экономический подъем: так было во Франции, когда в 1800 г. Наполеон учредил Банк Франции: так было после реформы 1895-1897 гг. Витте в России и в более поздние времена экономическое чудо Л.Эрхарда в Германии, А. Пиночета в Чили, экономический подъем в Великобритании при М.Тэтчер, в США при Р.Рейгане и т.д.

С бывшими социалистическими странами дело обстоит сложнее. Однако практика показала, что чем быстрее страна нормализует денежное обращение, тем успешнее идет процесс экономического выздоровления.
Во-вторых, стабильность денежной системы немыслима без стабильности государственной власти, государственных финансов, эффективной правовой системы. Те положения Отчета Центрального банка, которые г-н Жириновский называет очевидно бессмысленными, не соответствующими "никаким представлениям современной экономической мысли", по мнению его оппонентов, бьют не в бровь, а в глаз. Имеются в виду следующие положения: "... ни органы законодательной, ни исполнительной, ни судебной власти не прилагали достаточных усилий в данном направлении... существенное воздействие на общее состояние платежной дисциплины оказало низкое качество бюджетного планирования". В силу вышесказанного победные реляции Банка России о значительном снижении инфляции и стабилизации денежного обращения это, во многом, "потемкинские деревни", где за фасадом лукавых статистических цифр грозно маячат проблемы неплатежей (в некоторых регионах неплатежи буквально парализовали хозяйственную жизнь), бюджетного кризиса, активного платежного баланса без адекватного увеличения золотовалютных резервов, стремительного роста государственного внутреннего и внешнего долга, архаичная система расчетов и платежей, господство «черного нала»


Да, формально статус Центрального банка Российской Федерации достаточно четко определен законодательством, и степень независимости Банка России де-юре одна из самых высоких в мире (может поспорить за пальму первенства даже с Дойче Бундесбанком), что вроде бы дает ему большие возможности. Но де-факто независимость Банка России это и есть мираж. Действительно, когда летом 1996 г. власти срочно понадобились деньги, она, не долго думая, попросту изъяла их у Центрального банка (в этом были едины и законодатели, и исполнительная власть). Бундесбанк же сумел предотвратить огромную переоценку золотых резервов Германии (по существу скрытая эмиссия). Вот два примера независимости.

Очевидно, российские политики, в частности г-н Жириновский, понимают независимость Банка России как ответственность за все дела и за все бездействие всех российских институтов.
Лидер ЛДПР ставит перед обществом назревшие проблемы, но рецепты его категоричны, если не сказать разрушительны. В цивилизованном же обществе должен действовать принцип, сформулированный Бенджамином Дизраэли: "Категоричность не язык политики".
Это мнение тоже заслуживает право на существование и по многим пунктам с ним можно согласиться. Едины же обе стороны в одном. Денежная система Российской Федерации находится в кризисном состоянии.

Возникает справедливый вопрос- каковы перспективы? В следующем разделе предлагается один вариант…

Денежная масса и экономический рост.

Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние шесть лет реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения проблемы соответствия объема денежной массы потребностям экономики. При этом необходимо четко обосновать, сколько потреб уется денег для обеспечения экономического роста. На первый взгляд это довольно просто, поскольку для обеспечения товарно-денежной сбалансированности денег в обращении должно быт ь столько, сколько стоят все товары и услуги. Но именно здесь и возникает главный парадокс. Если увеличивать денежную массу в пропорции, соответствующей темпам роста цен. то экономический механизм быстро войдет в гиперинфляционную спираль.

Если же не добавлять денег в обращение. то при низкой инфляции будет длительный и глубокий спад производства.
Поскольку в течение последних лет принимались разнонаправленные относительно достиж ения результата решения (при которых спад замедляли за счет эмиссии, а инфляцию снижали за счет ограничения денежной массы, то в экономике продолжались и спад и наращивание д енежной массы. Все это привело к тому, что масштаб цен изменился примерно в 10 тыс. раз Очевидно, что процесс стагфляции, когда денежная масса растет в условиях спада производства, будет продолжаться до тех пор, пока либо не ограничат рост цен на продукцию производителей-монополистов. либо не сформируется конкурентная среда. Поскольку для создания конкурентной среды потребуется не одно десятилетие, то для остановки спада производства при отсутствии инфляции единственно возможным решением является проведение эффективной ценовой политики, которая исключает произвольный рост цен в секторах с монополизированным производством. Однако даже если цены будут контролироваться, как рассчитать необходимый объем денежной массы. обеспечивающий экономический рост?

Известно, что в 1996 г и первой половине 1997 г. денежная масса росла несколько быстрее темпов инфляции. и тем не менее за истекшее время не удалось решить ни одной главных проблем: неплатежей, ликвидации (или хотя бы снижения) ровня бюджетного дефицита и государственного долга, задолженности по зарплате, и самое главное , добиться хоть небольшого экономического роста. Экономике по-прежнему не хватает денег. Денежную массу, .как известно, принято подразделять на несколько агрегатов М0 - наличная денежная масса . М1- М0 плюс сч ета до востребования. М2 М1 плюс счета на срочных вкладах.

При этом за основ у в расчетах берется, как правило , агрегат М2. Но по сути агрегаты М1 и М2- это не что иное, как банковская запись агрегата М0, так как деньги на счету (М1 и М2) появятся только лишь после того, как организация или конкретный человек положат их на счет. Допустим, что в стране обращается 100 трлн руб. наличных денег, и все население страны, к примеру, 100 млн. человек решило в январе из средней зарплаты в 1 млн. положить на счет до востребования по 100 тыс. рублей. Очевидно, что потратит оно после этого только 900 тыс. рублей.

Но на счету окажется 10 трлн. рублей, т.е. агрегат М1 составит 10 трлн. руб. Если население ежемесячно будет откладывать на эти счета по 200 тыс. руб., то к концу года денежный а грегат М2 составит около 340 трлн. руб.; 200 тыс. руб., откладываемы е 100 млн. человек в течение 12 месяцев п люс 100 трлн. руб. наличных. Но это не означае т что денег в обращении станет больше - их останется всего 100 трлн р уб. поэтом у при расчета х необходимого объема денежной массы , видимо. следует ориентироваться не на агрегат М2, а на пока затель МО.

Агрегаты М1 и М2 просто повторно учитываю т в ра зной форме одни и те же наличные деньги - в объеме 100 трлн pуб. Следовательно, хотя и принято считать , что скорость денежной массы в разные периоды увеличивается или уменьшается. на самом деле скорость оборота не имеет произвольного характера, деньги и всегда и везде движутся со строго определенной и вполне задан ной скоростью. Исходя из того, что для поддержания товарно-денежного баланса годовая сто имость валового вн утреннего продукта , должна соответствовать объем у денежной массы , которая за год совершает несколько оборотов мы должны учитывать в расчетах только о бъем выпущенных в обращение наличных ден ег.



Содержание раздела