Некоторые закономерности поведения акций


Есть ли какие-нибудь общие закономер­но­сти поведения цен акций? Да, есть. Мно­жество исследователей посвятили немало времени их поиску в надежде разработать стратегии, приводящие к гарантированным успехам. Об одной из них мы уже говорили: в год президентских выборов в США рынок акций обычно вырастает. Мы упоминали также, что утром цены акций растут, а затем начинают снижаться. Есть и еще некоторые найденные исследователями общие закономерности, знание которых может способствовать более успешной игре на бирже.

11.1. Эффект понедельника. Если рынок в пятницу вырос, то в понедельник вероятность его роста выше вероятности падения. Пят­ничное падение рынка тоже скорее всего продолжится в понедельник, во всяком случае, — в первой половине дня. Большинство инвесторов и трейдеров- непрофессионалов в выходные дни проводят тщательный анализ рынка. Человеческое мышление устроено так, что всякий обозна­чившийся процесс линейно аппроксимируется в будущее. Если началось падение рынка, то сразу возникают пессимистические прогнозы. Рост рынка, напротив, вызывает прилив оптимизма и уверенность, что так будет всегда. На рынке надо уметь думать не как так, как все, и постоянно помнить об изменчивости: если что-то повысилось, то оно обязательно снизится, а то, что уменьшилось, со временем увеличится. Но большинство мыслит инерционно, и именно этим обусловлен эффект понедельника.

11.2.  Конец квартала.   В конце квартала инвестиционные фонды на­чинают подводить итоги.  Им предстоят отчеты перед вкладчиками,  и, естественно, вкладчики будут интересоваться, какие акции были куплены за отчетный период. Если в портфеле фонда преобладают акции аутсай­деры, то возможен отток капитала — недовольные работой аналитиков вкладчики, будут переводить свои деньги в другие фонды. Для «косме­тических» целей менеджеры фондов пересматривают все приобретенные акции продают те, которые мало выросли или упали в цене за последний квартал. Вместо них покупаются популярные акции, заметно выросшие в цене. Покупка таких акций производится несмотря на их высокие цены. В результате таких манипуляций, которые в Америке называют window dressing — приукрашивание окон, в конце квартала акции аутсайдеры еще подешевеют, а лидеры роста еще подорожают. Трейдеру полезно знать,   что  в  начале  следующего  квартала  пойдет обратный   процесс: аутсайдеры станут повышаться, а победители могут упасть в цене.

11.3.  Декабрьский эффект.  В конце года инвесторы пересматрива­ют свои   инвестиционные   портфели  и думают об уплате  налогов  на прибыль. Если какие-либо акции упали к концу года, то инвестор может их  продать,   чтобы обозначить свои  убытки и тем самым  уменьшить величину налогов. Выросшие акции стараются держать до начала янва­ря, чтобы замаскировать прибыль, перенеся ее на следующий год. Это приводит к эффекту, аналогичному «приукрашиванию окон» в конце квартала:  аутсайдеры  падают,   а лидеры  продолжают рост.   В декабре такой эффект выражен еще более ярко, так как помимо инвестиционных фондов в такую игру включаются многие инвесторы-любители.

11.4. Январский эффект. Январь — это месяц, когда рынок на­чинает новую жизнь. В конце года многие продали акции, и теперь развертывается процесс подбора оптимальных кандидатур для инвести­рования и трейдинга. Именно в январе активизируется массовый поиск малых компаний, которые могут принести большие прибыли в насту­пившем году, а потому акции большинства малых компаний начинают расти в цене.

Второй январский эффект получил название январский барометр. Было замечено, что поведение рынка в течение всего года с большой вероятностью соответствует его поведению в январе. Если в январе рынок вырос, то он будет расти в течение всего года, а упавший в январский рынок сигнализирует о высокой вероятности годичного падения. Безусловно, рынок будет колебаться, но почему-то годовая тенденция. изменения рыночных индексов во многом коррелирует с январским барометром.

Мы перечислили самые надежные «календарные» закономерности, обнаруженные исследователями рынка акций. Кроме того, есть стати­стика динамики рынка по месяцам и по временам года. Сделано еще множество интересных наблюдений. Так, все крахи рынка акций в США происходили по понедельникам, поведение рынка связано с солнечной активностью и женской модой (чем короче юбки, тем сильнее растет рынок). Все это весьма любопытно, однако практической ценности для ведения биржевой игры не имеет.