Стратегия для ленивых 3


Но не содержит ли этот прекрасный метод какой-то угрозы, способ­ной разрушить мечты начинающего инвестора? Естественно, содержит! На рынке акций никакие примеры ничего не доказывают и не гаранти­руют — эту уже не раз высказанную аксиому мы будем неоднократно повторять на протяжении всей книги. Любой метод, который прекрасно работал в прошлом, может внезапно перестать работать: рынок пере­менчив, его законы непрерывно меняются и былые успехи не являются гарантией будущих. Описанный метод был апробирован в течение вре­мени, когда рынок начал свой затяжной подъем, продолжающийся с некоторыми коррекциями до сих пор. Никто не знает, что будет завтра.

То, с чем может встретиться новичок на бирже, зачастую будет по­хоже на издевательство. Акции компаний, выбранных по всем правилам, будут падать в цене, а акции, купить которые можно только в состоянии полнейшего затмения, будут расти. Обещанные 25 % прибыли в год могут неожиданно превратиться в 25% потерь, и 7,5 % роста в инвестиционных фондах будут казаться очень желанными. Но надо помнить еще одну аксиому рынка: при инвестировании в акции для прибыли требуется вре­мя. Иногда годы. Называя цифру 25 % в год, авторы описанного метода подчеркивали, что это средняя прибыль за последние 20 лет. Были годы, когда выбранные акции падали, но были и годы подъема, причем цены росли так интенсивно, что трудно поверить. Мы не станем приводить эти цифры, дабы не плодить у начинающего несбыточные мечты: получать огромную прибыль, затрачивая на анализ рынка один час в год.

Ознакомившись с методом, предложен­ным Хиггинсом и Гарднерами, вы, возможно, захотите сконструировать другую страте­гию выбора акций из промышленного индекса Доу Джонса. Следует иметь в виду, что такая работа уже проводилась. На базе статистичес­ких данных за 1973 — 1991 годы Хиггинс проанализировал эффективность множества стратегий, и полученные им результаты, возможно, избавят вас от целого ряда ошибок.

Одна из наиболее типичных ошибок новичков — неадекватная ре­акция на заявления аналитиков. Приведем один пример. Предположим, вы прочитали в газете, что биржевые аналитики с Уолл-стрит ожидают значительный рост прибылей некоторой компании. Что вы будете делать? Наверное, покупать. А что следует делать? Если у вас есть акции этой компании, то нужно немедленно их продать. Все, что говорят аналитики, уже отражено в цене акций, и если компания оправдает надежды, то с акциями ничего не произойдет, а если не оправдает, то цена будет падать. Например, в 1973 году аналитики предсказали трехкратное увеличение прибылей компании IBM за ближайшие 10 лет. Заманчиво, не так ли? Но если бы вы в то время инвестировали в акции IBM 1000 долларов, то через десять лет реально они «усохли» бы до 762 долларов. За это время прибыли IBM действительно выросли в 3,35 раза, (аналитики не ошиблись), но цена акций упала, так как все предсказания сбылись, сюр­приза не было, и инвесторы переключились на другие, более обещающие компании.

Думать и действовать не так, как все, — вот в чем основная идея многих методов инвестирования. Надо ожидать то, чего не ожидают другие, и покупать не то, что покупает толпа. Компаниям, для ко­торых не ожидалось большого увеличения прибылей, легче «удивить» Уолл-стрит, что приведет к сильному росту цены их акций. Статистика, проанализированная Хиггинсом, подтверждает это. Так, если из индек­са Доу Джонса покупать акции только тех 10 компаний, для которых аналитики предсказывали наименьшее процентное увеличение прибылей, то в период с 1973 по 1991 год такой метод повысил бы прибыльность инвестирования на 30% по сравнению с инвестированием во все ком­пании индекса. Опираясь на более фундаментальные показатели, можно получать выигрыш покрупнее. Так, если за критерий взять учетную цену

акций, то инвестирование в 10 компаний с наименьшим отношением р/b дало бы прибыль в 2,3 раза больше, чем рост индекса в целом.