Поиск будущих победителей


Поиск будущих победителей или «охота за сокровищами» — это поиск неболь­ших растущих компаний,   которые еще не полностью «открыты» крупными финансовыми институтами и акции которых могут вырасти в несколько раз за сравнительно короткое время. Мы уже обсуждали, что инвестиционным фондам с большими капита­лами весьма непросто вкладывать деньги в акции маленьких компаний, так как это вызывает рост цены в момент покупки акций, и если другие фонды не поддержат этой покупки, то фонд «открыватель» неизбежно по­терпит убытки. Здесь у инвестора-любителя или у небольших мобильных фондов есть огромные преимущества перед финансовыми гигантами, которые реально могут инвестировать только в компании из индекса S&P‑500 и им подобные.

Такое инвестирование может дать очень большие прибыли, но в соответствии с не раз упомянутым главным законом биржевой игры и риск от него тоже очень велик. Кроме того, серьезный подход к инве­стированию в малые компании требует много времени. Поэтому, если вы не склонны к риску и не обладаете большим количеством свободного времени, можете спокойно пропустить этот раздел, ограничившись све­дениями из последнего раздела предыдущей главы. Если же вы все-таки решитесь принять участие в такой охоте за сокровищами, то дальнейшее описание, конкретизирующее информацию раздела 7.6, поможет вам в принятии правильных решений относительно акций малых компаний. Еще раз напомним, что в такие компании можно вкладывать только небольшую часть вашего инвестиционного капитала.

Все хотят найти компанию, которая может превратить одну тысячу долларов в десятки тысяч. Все хотят, но отнюдь не каждому это удается. Что следует учитывать, что может помочь? В многочисленных книгах и статьях по инвестированию приводится множество противоречивых методов, и мы постараемся сделать небольшой обзор уже напечатан­ного, а также поделимся собственными наблюдениями и выводами. Заметим, что некоторые критерии выбора небольших перспективных компаний совпадают с таковыми при выборе компаний из индекса S&P-500.

6.1. Размер компании. Естественно, что вначале, перед тем как вырасти, компания будет небольшой. Как определяется «размер» ком­пании с точки зрения инвестирования? Это делается по объему продаж в долларах, стоимости всех акций, выпущенных данной компанией, или стоимости одной акции. Некоторые цифры помогут начинающему инвестору ориентироваться в океане десятков тысяч компаний.

Желательно, чтобы годовой объем продаж был менее 100 — 200 мил­лионов долларов. Для справки укажем, что годовые продажи компании Dell Computer составляют более 5 миллиардов, Hewlett Packard — 30 миллиардов, a IBM — 70 миллиардов долларов. Если продажи компании составляют 100 миллионов в год, то у нее есть еще по крайней мере пятидесятикратный запас роста, чтобы достигнуть уровня компании Dell, которая является компанией среднего размера.

Рыночная стоимость пакета акций — произведение количества ак­ций на их стоимость — тоже должна быть менее  100 — 200 миллионов долларов. Эти цифры очень относительны. Так, средняя рыночная стои­мость акций малых компаний, входящих в справочник Standart & Poor's Smallcap 600, составляет 400 миллионов, но этот справочник содержит большое количество компаний, уже добившихся успеха, акции которых успели за последние годы вырасти в цене. 100 миллионов есть некий ори­ентировочный предел, с которого большинство инвестиционных фондов начинает рассматривать компанию как объект инвестирования. Ваша задача опередить фонды и купить акции перед ними, когда остается хороший резерв роста цены акций.

Цена акций должна лежать в пределах 5 — 25 долларов. Акции, которые стоят менее 5 долларов, не рекомендуются в качестве объекта инвестирования: колебания цен таких акций составляет иногда более 50%, что делает инвестирование чрезвычайно рискованным. Их можно рассматривать для краткосрочного трейдинга, но и тут риск чрезвычайно велик. Акции с ценой более 25 долларов имеют меньший потенциал роста и могут быть рассмотрены только в качестве исключения.