Роль потребностей




Потребность вообще - это особое психоло­гическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как “неудовлетворенность”, несоответствие меж­ду внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. По­этому потребность становится побудителем активности, направ­ленной на устранение возникшего несоответствия.
Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) различаются индивиду­альные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и эко­номические.
Рассмотрим подробнее последний вид потребностей. Эко­номические потребности - это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распреде­ление, обмен и потребление благ и услуг. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудов­летворенными запросами людей. Каково же это взаимодейст­вие?
Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.
Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым спо­собствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь, в свою очередь, ведут к появлению новых запросов. Вот простая иллюстрация. Допустим, человек стремился приобрести авто­мобиль. После его покупки у владельца возникает масса новых нужд. Машину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.
Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса корен­ным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, по­рождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск и пос­тупление в продажу видеомагнитофонов вызывают желание их приобрести.







Содержание раздела