Государственный сектор хозяйства






Как это не покажется удивительным, первый шаг к огосударствлению части экономики сделал канцлер Германии Отто фон Бисмарк. В конце XIX в. он национализировал (перевел из частного владения в собственность государства) прусские железные дороги (для спасения железнодорожных компаний от краха во время кризиса 1873 г.) и поставил под государственный контроль производство и продажу табака (чтобы получать дополнительный доход). Такое наступление на частный сектор хозяйства многие собственники расценили как введение социализма. Правда, не обошлось без насмешливых разговоров о переходе к “табачному социализму”.
Кстати, во многих странах образование государственной собственности отождествляется с социалистическим присвоением. Но в таком случае не учитывается, что государственная собственность может приобретать совершенно различное социально-экономическое содержание в зависимости от того, кто реально присваивает материальные блага .и в чьих интересах действует государство.
В середине XX в. с началом НТР и переходом к постиндустриальному обществу страны Запада сделали крупный шаг к изменению организационно-экономических отношений: возникла новая тенденция к реальному обобществлению значительной части макроэкономики. Государственный сектор макроэкономики возник посредством национализации многих предприятий и крупных отраслей хозяйства. Однако национализация проводилась не путем насильственной конфискации (принудительного и безвозмездного изъятия имущества), а с выкупом материальных ресурсов предприятий.
Характерно, что в 1993 г. конечное потребление государственных учреждений в валовом национальном продукте составило:
в США - 10%, Франции - 11, Швеции - 12 и Великобритании - 13%. В орбиту государственного присвоения во многих странах вошли, как правило, многие базовые отрасли промышленности (добыча энергоносителей, металлургия и др.), военно-промышленный комплекс, важнейшие финансовые учреждения (например, центральные банки, выпускающие деньги) и инфраструктура - производственная (железнодорожный, воздушный, трубопроводный транспорт, сеть электроснабжения и т. д.) и социальная (здравоохранения, образование, социальное обеспечение и т.д.).







Содержание раздела