Научные методы






Во всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Эти методы под­разделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все об­ласти познания, например метафизический и диалектический методы, общенаучные - исторический, логический, математиче­ский и др. и специфические - для каждой отрасли науки.
В экономической теории применяются два, хотя и проти­воположных, но взаимосвязанных философских метода- ме­тафизика и диалектика.
Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в со­стоянии покоя и неизменяемости. Это необходимо в тех случаях, когда анализируется какой-то элемент системы в отдельности или выясняется внутренняя структура хозяйственных отношений. Так же мы поступим, например, при классификации типов соб­ственности, форм хозяйствования, функций денег, типов рынков, форм заработной платы.
Экономическая теория полнее отражает действительность, когда берет на вооружение диалектику - учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Немецкий философ Георг Гегель (1770- 1831)- создатель систематической теории диалектики- цент­ральное место в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал как единство взаимоисключающих и одновре­менно взаимно предполагающих друг друга противоположностей. Противоречие Гегель оценивал как “мотор”, как внутренний импульс всякого развития. Это, разумеется, в полной мере от­носится и к экономике.
При изучении хозяйственных процессов авторы, например, экономикс признают наличие противоречий в разных областях хозяйственной деятельности. Так, профессора К. Макконнелл и М. Брю пишут: “Не существует экономических систем без сла­бостей и недостатков”. Исходя из этого, они доказывают как необходимость, так и “несостоятельность” государственного сек­тора экономики, приводят доказательства в пользу равенства в распределении доходов и против равенства, выставляют аргу­менты “за” рынок и “против” рынка.
Диалектический метод отражает противоречия в их нераз­рывном единстве. Это позволяет на практике избежать одно­сторонних и ошибочных решений, объединять в целостность, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хо­зяйственной деятельности возникают различные формы, позво­ляющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем уступок). В последующих темах мы сможем научиться соединять, скажем, такие противополож­ности, как спрос и предложение, конкуренция и монополия, рыночный и государственный регуляторы экономики.
Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. В их числе - исторический метод, который позволяет выяснить, как возникают и развиваются хозяйственные системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе отличительные черты современной эко­номики.
Экономическая теория и практика убедительно показывают, что полностью несостоятельны все попытки рассматривать эко­номику как нечто исторически не изменяющееся. Напротив, ока­залось, что экономические принципы и законы по-разному дей­ствуют в зависимости от фактора времени (в краткосрочном и долгосрочном периодах). В послевоенный период (с 40-50-х годов) многие хозяйственные отношения стали анализироваться с учетом развития форм регулирования национального хозяйства, перемен в состоянии рынка, в соотношении конкуренции и монополии и др.