Два рода экономических законов 2







Например, если рассматривать рыночное поведение покупа­телей, то становится очевидной следующая закономерная связь. Влияние этих людей на цену покупок во многом определяется личными оценками полезности и ценности приобретаемых благ. Решающую роль здесь играет психология людей, которые со­измеряют в каждом конкретном случае субъективную полезность благ со степень удовлетворения своих потребностей.
При свободном выборе производственных решений и их осу­ществлении люди поступают во многом в соответствии со своим экономическим сознанием и интересами. В условиях рынка в их хозяйственном поведении проявляются определенные пси­хологические законы. В частности, такие законы действуют в процессе распределения доходов населения на потребление и накопление.
Пожалуй, было бы неправильно рассматривать два рода за­конов как совершенно несовместимых друг с другом, ибо объ­ективные законы производства действуют не чисто автоматиче­ски. Объективная необходимость прокладывает себе путь через сознательную деятельность людей. При этом одни из них по­нимают, куда ведет неизбежная последовательность хозяйствен­ных процессов, и действуют в том же направлении. Другие субъекты не только не осознают хода развития производства, но и противодействуют ему, руководствуясь личными мотивами и интересами. В итоге в отличие от законов природы (таких, например, как закон всемирного тяготения) объективные эко­номические законы проявляются в поведении людей в ослаб­ленном виде - как более или менее устойчивые тенденции, выражающие общую направленность движения экономики. Как можно будет убедиться в последующих темах курса, общество способно существенно влиять на ход и темпы такого развития.
Стало быть, чтобы всесторонне изучать долгосрочные тен­денции хозяйственной деятельности, экономическая теория при­звана познать и объективные, и субъективно-психологические за­коны. Чтобы выполнить такую задачу, необходимо плодотворно владеть методами научного исследования.