что обменный курс национальной валюты







Предположим, что обменный курс национальной валюты по­вышается (иностранная валюта дешевеет: приравнивается к мень­шему количеству рублей). В таком случае цены на импортируемые товары снижаются. Напротив, экспорт дорожает (это ведет к его уменьшению).
Завершая рассмотрение торговых и валютных отношений, мы можем установить определенные взаимозависимости между ними. Последние проявляются в двух качественно разных тен­денциях.
Одна тенденция состоит в следующем. Активное сальдо тор­гового и платежного баланса позволяет обеспечить повышаю­щийся курс национальной валюты. К этому надо добавить по­ложительное сальдо государственного бюджета (превышение до­ходов над расходами).
Другая тенденция выражает противоположные последствия. Пассивное сальдо торгового баланса ведет к понижающему курсу национальной валюты и дополняется бюджетным дефицитом. В США, например, большой дефицит торгового баланса покры­вается очень большим притоком иностранного капитала.
Эта тенденция, касающаяся основной международной валюты - доллара, вызывает обеспокоенность во всем мире. Она пред­ставляет собой особо острую проблему для России, где произошла огромная долларизация экономики. По данным за 1993 г., в российских банках соотношение рублевых и долларовых депо­зитов населения и предприятий составило в среднем 1: 1 (в январе отношение долларового депозита к рублевому составило 1,22, а в октябре- 0,75).
Преодолению столь ненормальной долларизации российской экономики могут способствовать стратегические меры, направ­ленные на повышение эффективности внешнеэкономической политики. К ним в первую очередь относятся:
на базе топливно-сырьевого комплекса развить новый вы­сокоэффективный комплекс, включающий наукоемкие отрасли, выпускающие готовые продукты обрабатывающей промышлен­ности;
перестроить на современной технологической основе весь комплекс экспортных отраслей;
поднять качество экспортной продукции до международного уровня конкурентоспособности;
восстановить утраченное рыночное пространство и эффек­тивно освоить новые рынки.







Содержание раздела