регулирует поведение фирм лишь на







Национальное антимонопольное законодательство, естест­венно, регулирует поведение фирм лишь на внутреннем рынке. Причем правовые нормы, действующие в различных странах, вступают в противоречие друг с другом. В связи с этим назрела острая необходимость разработки международных правил, эф­фективно регулирующих глобальную конкуренцию. С 1997 г. к этому делу подключилась Всемирная торговая организация. Пред­полагается, что международные правила будут предусматривать контроль за деятельностью монополий на мировых рынках и включать санкции (меры воздействия) к нарушителям антимо­нопольного законодательства.
Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исто­рически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.
Протекционизм - система ограничений импорта, когда вво­дятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз опре­деленных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика про­текционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.
Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, за­щищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз то­варов без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран - торговых партнеров могут нанести национальному хо­зяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.
Свобода торговли - внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не уста­навливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают ино­странную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.
Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими стра­нами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.
Часто государства идут на торговые соглашения о принципе наибольшего благоприятствования. Каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставлять своему партнеру такие же права и льготы, которые оно уже дало другим партнерам. Поэтому отказ предоставить принцип наибольшего благоприятствования какой-либо стране фактически означает, что против нее при­меняются экономические ограничения.
Подытоживая сказанное, отметим самые характерные изме­нения в процессе глобализации мировой торговли.
Прежде всего мы видим, что усложнилась вся структура от­крытой экономики.







Содержание раздела