Первая зависимость: рост государственных расходов






Первая зависимость: рост государственных расходов увеличи­вает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.
Другая функциональная зависимость показывает, что увели­чение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход до­машних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: сни­жение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.
Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.
Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государст­венные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение спада производства.
Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности - сокращает госу­дарственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.
Второй вид фискальной политики - политика автомати­ческих (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилиза­тор - экономический механизм, который без содействия госу­дарства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами яв­ляются налоговые поступления и социальные выплаты.
На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и насе­ления. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается без­работица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей.
Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. Заодно снижается сово­купный спрос, а это сдерживает экономический рост.
На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад экономики.
Из сказанного видно, какое большое место занимает нало­гообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим фискальная политика государства направлена на совершенствование налогового законодательства и практики сбо­ра налогов.
Возьмем для примера наиболее важную разновидность налогов - подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и на прибыль фирм. Как определяется величина этого налога?
Сначала подсчитывается валовой доход - сумма всех доходов, полученных физическими и юридическими лицами из разных источников. Из валового дохода по законодательству обычно разрешается произвести вычеты: а) производственные, транс­портные, командировочные и рекламные расходы; б) различные налоговые льготы (необлагаемый минимум доходов; суммы по­жертвований, льготы для пенсионеров, инвалидов и др.). Значит, облагаемый налогом доход - это разница между валовым доходом и указанными вычетами.
Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:
твердые, которые устанавливаются на единицу объема не­зависимо от его стоимости (например, автомашину);
пропорциональные - единый процент уплаты налогов неза­висимо от размеров доходов;
прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.







Содержание раздела