Возрастание регулирующей роли государства привело






Возрастание регулирующей роли государства привело к аб­солютному увеличению объема финансовых ресурсов, которыми оно стало располагать, и относительному возрастанию доли го­сударства в совокупной сумме денежных средств общества. Если в начале столетия в ведущих западных странах через государ­ственные финансы перераспределялось 9-18% национального дохода, то с 60-70-х годов - 50% и более. Новые явления в развитии финансов обусловлены научно-технической револю­цией, расширением нерыночного сектора экономики, интерна­ционализацией производства и усилением воздействия государ­ства на экономику. В связи с этим можно отметить несколько современных направлений финансового регулирования (рис. 17.1).



Рис; 17. Современные направления государственного финансирования экономики

Для расширения научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работ государство активно проводит инновацион­ные программы в своем секторе и стимулирует техническое обновление производства в других звеньях национального хо­зяйства. Средства государственного казначейства широко рас­ходуются на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации предпринимательскому капиталу в соответствии с различными государственными заказами. Важным направлением финанси­рования являются возросшие расходы на образование, изменение профессиональной структуры и повышение квалификации ра­бочей силы.
Национальные финансы играют важную роль в расширении государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок. Этим же целям соответ­ствуют закупки товаров и услуг на военные цели. Расходы госу­дарства на оплату военных заказов, крупные налоговые льготы делают очень выгодным производство вооружений.
Регулированию экономики способствуют расходы на соци­альные цели. Они позволяют расширить потребление товаров и услуг, поскольку ассигнование на социальную инфраструктуру (строительство школ, больниц, жилых домов) расширяет рынок сбыта для многих отраслей хозяйства.
Структура и объемы государственных финансов, их роль в воспроизводстве и распределении национального продукта в стра­нах Запада существенно изменяются в зависимости от характера хозяйственной роли государства. Заметное влияние на последнюю оказывают, экономические теории финансового регулирования.
Во второй половине XX в. современные монетаристы выдви­нули новый вариант количественной теории денег - теорию избыточного спроса. Причину инфляции они усматривают не в росте денежной массы, а в увеличении потребительского спроса. Исходя из этого, были разработаны практические методы изъятия избыточного спроса населения: повышение налогов, выпуск зай­мов, замораживание заработной платы,
осуществление “прину­дительных сбережений”. С этих позиций после второй мировой войны в странах Запада проводились денежные реформы, в том числе применялось так называемое блокирование счетов вклад­чиков в банках (прекращение выдачи денежных средств вклад­чикам). Подобную же политику Международный валютный фонд применял к развивающимся странам, имевшим большую внеш­нюю задолженность.
В противовес монетаризму современные последователи кон­цепции Дж. Кейнса - новокейнсианцы считают необходимой де­нежную экспансию (путем выпуска облигаций, государственных займов и других операций на открытом рынке). Они отдают предпочтение таким финансовым рычагам, как предоставление фирмам льготных государственных кредитов (особенно при экс­порте товаров), субсидирование крупного капитала в прямой или скрытой форме, дефицитное финансирование государственных закупок товаров и услуг (в первую очередь вооружений). Главное внимание новокейнсианцы уделяют разработке фис­кальной политики.







Содержание раздела