Не приходится удивляться, что в условиях постоянной инф ляции резко изменилась экономическая психология людей. У них появился особый “сдвиг” в психике, который назван адаптивным (лат. adaptatio - прилаживание, приноравливание) инфляционным ожиданием. С этим связана новая модель поведения покупателей:
потребители твердо верят в тенденцию роста цен;
люди сокращают сбережения, которые обесцениваются, и увеличивают спрос (чтобы уменьшить потери от инфляции);
спрос еще больше превышает предложение. Тем самым покупатели провоцируют (подстрекают) рост цен. В итоге потребители не уменьшают, а в конечном счете увеличивают собственные потери от инфляции.
Подъем цен, вызванный увеличением массового спроса, называют инфляцией спроса.
Однако современные “сдвиги” в экономической психологии людей являются, конечно, не первопричиной, а лишь следствием действия тех движущих сил, которые сейчас порождают инфляцию.
Что же это за факторы нестабильности денежного обращения? Их можно четко представить, если мы вновь обратимся к рассмотренной формуле товарно-денежного обращения. В ее левой стороне указано предложение денег (Д · О), а в правой - спрос на них (Ц · Т). Где же искать причины (и виновников) инфляции - на стороне предложения или на стороне спроса денег?
Экономисты-теоретики разошлись на противоположные позиции, разрешая данную дилемму.
Одну позицию занимают сторонники широко распространенной на Западе и в России монетаристской концепции. Они выдвигают следующие аргументы:
а) цены товаров зависят только от количества (предложения) денег в обращении (в этом существо так называемой количественной теории денег);
б) инфляция порождается избытком количества денег (их предложения);
в) вся ответственность за инфляцию возлагается на государство, допускающее чрезмерную эмиссию денег.
Между тем нельзя не заметить, что монетаристские взгляды являются несимметричными, Они усматривают все изменения в обращении только в левой части формулы. Однако эта часть должна быть уравнена с правой частью формулы.
Другую позицию занимают последователи трудовой теории стоимости (и теории издержек производства). Они выдвигают свои контраргументы:
а) цены благ зависят только от их стоимости (или издержек производства), а не от количества денег;
б) цена является денежным выражением стоимости товара;
в) само количество денег в обращении зависит только от суммы стоимости всех товаров.
Данные взгляды тоже несимметричны, поскольку учитывают только правую часть указанной формулы. При этом не усматривается определенная зависимость суммы цен произведенных вещей (правой части) от количества денег (от левой части).
Сравнение противоположных взглядов позволяет прийти к заключению:
нельзя, по-видимому, полностью отрицать известную правомерность двух рассмотренных позиций;
каждая теоретическая позиция не отражает всей истины;
для полного рассмотрения причин инфляции важно учесть все факторы увеличения цен, находящиеся и на стороне предложения денег, и на стороне спроса их.
Итак, отметим факторы инфляции на стороне предложения денег. Их можно разделить на два вида.