Политика занятости






Сущность задачи достижения полной заня­тости в масштабе макроэкономики состоит в обеспечении сбалансированности численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Для решения этой задачи требуется наладить прогнозирование занятости населения. В таком случае потребуется применить статистический учет потребности в трудовых ресурсах, метод “затраты-выпуск” и другие средства регулирования макроэко­номики.
При таком регулировании важно учитывать особенности при­менения рабочей силы как социального фактора. Они отражаются в современных принципах трудовой занятости. Речь идет о сле­дующих принципах:
а) о запрещении принудительного труда и о свободе каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
б) о занятости как деятельности граждан, связанной с удов­летворением личных и общественных потребностей и принося­щей им трудовой доход;
в) о полной занятости, связанной с осуществлением права на труд и права на защиту от безработицы, которые установлены Конституцией Российской Федерации.
В правовом государстве действует система социальных амор­тизаторов (защитных устройств), которые применяются для обес­печения экономической безопасности трудящихся.
Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Многие государства предпринимают следующие дей­ствия:
сокращают законодательно установленную продолжитель­ность рабочего времени в период массовой безработицы;
рекомендуют проводить на предприятиях “разделение рабочих мест” между тружениками (для увеличения занятости);
досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;
создают новые рабочие места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры - для постройки высокока­чественных дорог и т. п.), особенно для хронически безработных и молодежи;
сокращают предложение рабочей силы на рынке труда: ог­раничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностран­цев и др.
Другим элементом системы социальных амортизаторов служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в. Биржи труда - учреждения, которые посредничают между предприни­мателями и рабочими при трудовом найме. Эти учреждения являются, как правило, государственными. Они ведут учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переме­нить занятия, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи, обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.
Следующим элементом системы экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице, ока­зывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы занятых. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных.







Содержание раздела