Новый тип показателей
Исторически первоначальным был тип показателей, которыми измеряли масштабы развития только сферы материального производства. Это было вполне естественным для достиндустриального и индустриального производства, где признавался и ценился только труд по изготовлению полезных вещей.
С таких позиций английские классики делили весь труд в национальном хозяйстве на два рода: а) производительный, создающий материальное богатство, и б) непроизводительный, который не создает богатство, а только потребляет его. А. Смит к трудовой деятельности второго рода отнес услуги таких профессий, как “священники, юристы, врачи, писатели... актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.
Для измерения общих итогов развития производственной сферы применялся показатель - совокупный общественный продукт. Он включал все изделия материального производства, созданные за определенный период (обычно за год). Если его выражали в стоимостной форме, то он выступал как валовой общественный продукт - сумма стоимости товаров, изготовленных на всех предприятиях.
Второй тип показателей отражает то состояние национального хозяйства, которое формируется в новейшую эпоху постиндустриального общества. О необходимости перехода к новому измерению макроэкономики свидетельствует, например, тот факт, что в начале 1990-х годов в сфере услуг в высокоразвитых странах было создано примерно 2/3 всей новой добавленной стоимости.
Новый тип показателей национальной экономики опирается на такие теоретические положения новоклассиков:
все полезности и ценности создаются трудом как в материальном, так и в нематериальном производстве, в том числе и в сфере услуг;
весь общественный продукт рассматривается (и подсчитывается) как результат применения трех факторов производства:
труда, капитала и земли.
Исходным для макроэкономических измерений является показатель: валовая (общая) стоимость всей продукции. Она равна сумме продаж всех товаров и услуг.