Совершенно иначе сложилось соотношение между нормой прибыли в промышленности и нормой прибыли в торговле в России в 1990-х годах. Из-за длительного спада производства многие промышленные предприятия перестали получать прибыль. В то же время степень выгодности торгового бизнеса в середине 1990-х годов достигла 500%. И это не случайно. Процветанию многих торговых предприятий способствовали в особенности следующие условия:
либерализация цен (по существу ценовой “беспредел”) и сильная инфляция;
монополизация рынка;
ликвидация государственной монополии внешней торговли и введение свободной внешней торговли. Это привело к широкой продаже дешевых отечественных природных ресурсов (нефти, металла, леса и др.) на мировом рынке по более высоким ценам;
закупка за границей многих видов дешевых товаров недостаточно высокого качества и перепродажа их в России по высоким ценам.
Неестественно прибыльное развитие бизнеса во внутренней и внешней торговле на фоне общего хозяйственного упадка породило ряд социально-экономических противоречий. Одно из острейших среди них состоит в том, что необычайно широкий импорт зарубежных товаров, благоприятствующий иностранному капиталу, наносит серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям. Другое не менее острое противоречие заключается в том, что огромная нажива торговых посредников на продаже дорогих товаров наносит удар по благосостоянию широких масс, снижает жизненный уровень значительной части населения страны, порождая тем самым социальную нестабильность.
В российской экономике возникли тупиковые ситуации. Первая из них такова. Поскольку более доходным стало вложение капитала не в промышленность, а в торговлю, то это стало тормозить развитие отечественного товарного производства. Тем самым подрывается экономическая база прогрессивного роста национальной экономики, наносится все больший ущерб расширению внутреннего рынка за счет собственных товарных ресурсов.
Вторая тупиковая ситуация заключается в том, что выгодный для торгового бизнеса инфляционный рост цен вызывает снижение покупательной способности населения. Последнее, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии самой торговли. Не случайно, что в 1990-х годах в нашей стране значительно уменьшились объемы продажи, например, продуктов питания (табл.12).
Таблица 12
Как мы видим, потребление населением наиболее ценных продуктов, содержащих белки животного происхождения, снизилось вдвое. В целом физический объем розничного товарооборота (продажа всех товаров в их натуральном виде) с 1990 по 1998г. сократилась на 15%. Это означает, что розничная торговля уменьшила закупки продукции на предприятиях промышленности и сельского хозяйства. Свертывание же производства влечет за собой, как естественное следствие, уменьшение суммарной величины новой стоимости - источника доходов всех групп населения, то есть его покупательной способности. Так замыкается порочный круг обнищания.
Вполне очевидно, что нынешнее положение торгового бизнеса в нашей стране может в корне измениться в результате значительного снижения инфляционного роста цен, при стабилизации экономики и последующем подъеме производства и благосостояния населения, а также вследствие усиления государственного регулирования внутренней и внешней торговли.
Как свидетельствует мировой опыт, нормализации экономических отношений между производством и торговлей и повышению нормы прибыли в немалой степени способствует маркетинг.