КАПИТАЛ И ОБРАЗОВАНИЕ НОВОЙ СТОИМОСТИ ФИРМА: ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ






Кто такой предприниматель
О современной фирме можно судить по ее предпринимателю. Предприниматель - это инициативный человек, который берет на себя ответ­ственность и риск за дела на предприятии. Чтобы разобраться в существе его деятельности, надо рассмотреть все виды пред­принимательства.
Предпринимательство можно классифицировать по двум ос­нованиям; по его масштабам и характеру деятельности.
По масштабам инициативная деятельность подразделяется на следующие виды.
Индивидуальное предпринимательство - любая созидательная деятельность одного человека и его семьи (создаются торговые лавки, небольшие аптеки, химчистки и т. п.).
Коллективное предпринимательство - полезным делом занят какой-то коллектив. Оно включает: мелкий и средний бизнес (в США к мелкому бизнесу относят предприятия с числом работ­ников до 500 человек, в нашей стране - с существенно меньшим);крупный бизнес - как правило, огромные акционерные общества, насчитывающие тысячи людей.
2. По своему характеру предпринимательский труд включает несколько форм. Некоммерческое предпринимательство - не свя­занное с продажей продукции ради обогащения. Такая благот­ворительная деятельность ведется культурно-просветительными и другими организациями. Например, в США 3/4 семей делают взносы на подобные цели (в 80-е годы они составляли в среднем 790 долларов в год на семью). На их долю приходится 90% всех средств благотворительных фондов, а 5% поступает от корпо­раций.
Коммерческая деятельность, или бизнес (англ. business - дело), - занятие, приносящее доход. В нее входят:
непроизводственный бизнес - профессиональный спорт, концертная деятельность и т. п.;
торговый бизнес - на предприятиях торговли;
бизнес в сфере услуг, например, туристический сервис, юри­дическая контора;
производственный бизнес - доходное дело на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и др.
Предпринимательство может проявляться в любой хозяйст­венной системе. Оно может быть и на государственном пред­приятии. Однако здесь инициатива руководителя фирмы огра­ничена жесткими рамками приказов и инструкций вышестоящих органов. В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Как для жизни каждого человека ну­жен кислород, так для бизнесмена важна свобода его хозяйст­венной деятельности. Это возможность по своему усмотрению использовать принадлежащее ему, арендуемое или переданное в пользование имущество. Это свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты на­логов, и решать иные производственные вопросы.
В последние десятилетия приватизация государственных предприятий и рост производства на Западе значительно рас­ширили предпринимательскую деятельность. По сравнению с 60-ми годами общее число бизнесменов выросло в Японии в 2 раза, в США - более чем в 2,5 раза.
Численный рост зачинателей новых хозяйственных дел со­четается с повышением значения функций, выполняемых ор­ганизаторами бизнеса.