Топор


Многие трейдеры с прямым доступом к рынку не подозревают о существо­вании «топора». Однако присутствие «топора» во многом меняет характер игры на рынке, поэтому вам необходимо знать, что такое «топор», особен­ности его поведения на рынке, а также о том влиянии, которое он оказыва­ет на ход торгов. Как правило, новички, а нередко и опытные трейдеры иг­норируют его действия, чего, конечно же, мы вам делать не рекомендуем. «Топор»... не правда ли. странный термин! Невольно задумаешься, кого и за что называют «топором»? Попробуем разобраться.


Словом «топор» называют маркет-мейкера, который в данное время контролирует большую часть торговли конкретными акциями. В качестве *топора» может выступать любой маркет-мейкер, но редко кто эту роль иг­рает долго. Изменения могут происходить очень быстро — в течение часа, дня или недели.

Маркет-мейкер может стать «топором», например, из-за ордеров ин­ституциональных клиентов. Объясню это на примере. Предположим, руко­водство фонда Fidelity Magellan решило приобрести 400 000 акций компа­нии Microsoft (MSFT). Оно поручает Goldman Sachs (GSCO) купить 200 000 MSFT по цене $72 ровно. В последние несколько дней Microsoft торговался, скажем, в диапазоне от $71 до $73 за акцию, и поэтому Goldman с радос­тью принимает заказ. Затем с таким же поручением Fidelity обращается к Morgan Stanley (MSCO), и Morgan Stanley тоже с радостью принимает на себя


эти обязательства. Ни Goldman, ни Morgan не подозревают о наличии па­раллельного приказа. И уж, тем более, не будут раскрывать друг другу при­казы своих клиентов. (Надо сказать, что передача другой фирме сведений о наличии ордеров, не говоря уже о таких деталях, как покупатель и цена ор­дера, является прямым нарушением закона.)

На протяжении сессии оба маркет-мейкера «отрабатывают» заказ, стремясь купить 200 000 акций по цене несколько ниже $72 за акцию. По закону рынка разница в ценах увеличивает доход маркет-мейкера (правда, это подлежит ряду законодательных ограничений). Акции приобретены, и все довольны! Пределы, в которых «топор» может исполнять крупные инсти­туциональные заказы без значительного изменения котировок, являются мерилом его мастерства. Маркет-мейкеры стремятся получить институцио­нальный заказ (это выгодно!) и, конечно же, готовы исполнять все желания клиента. Институциональные инвесторы стремятся торговать на рынке пре­дельно скрытно (чтобы получить лучшие цены!), поэтому маркет-мейкеры прилагают все усилия, чтобы не афишировать свои действия. Как правило, для этого используется несколько довольно известных тактических приемов, скрывающих роль маркет-мейкера. В итоге все довольны: и инвесторы, и маркет-мейкеры. Но если вы попались на один из их тактических приемов, вас довольным не назовешь! (Теперь вспомните, что я сказал о том, сколь «просто» интерпретировать экран котировок второго уровня!)