в способности создавать графические модели,



Основой анализа "крестиков-ноликов" является графическая мо­дель. Привлекательность метода заключается в способности создавать графические модели, фиксирующие борьбу между спросом и предложением. Причина надежности метода кроется в существовании несокрушимого закона спроса и предложения, влияющего на всю нашу жизнь повседневно и повсеместно. Хотя практически все, с чем мы сталкиваемся в нашей обычной жизни, имеет отношение к спросу и предложению, я понял этот фундаментальный закон, только на первом курсе экономического колледжа. Сам факт осознания значимости спроса и предложения позволил мне получить степень в экономике. Тогда как многие понятия, которые я изучал, уже устарели, влияние спроса и предложения остается неизменным. Если покупателей больше, чем продавцов, цена увеличивается. Также верна и другая зависимость: если продавцов больше, чем покупателей, цена падает. Все это в равной степени касается и цен на арбузы, и цен на акции. Ценовые изменения постоянно влияют на всю нашу жизнь, но мы редко задумываемся о законе, управляющем этими изменениями.
На фондовых рынках цена изменяется ежедневно. Покупатель и продавец сражаются за нее, чтобы взять под свой контроль стоимость акции. В конце концов, одна сторона выигрывает это сражение, и це­новое движение акции начинает приобретать характер тренда. Я обучал этому методу школьников, привлекая аналогию с теннисным матчем. Играя в теннис, два игрока используют ракетки, чтобы посылать полый резиновый мяч, отделанный тканью, через сетку, натянутую по­перек рыночного поля, определяемого некоторой прямоугольной зоной, пытаясь не дать сопернику отбить мяч. Матч состоит из сетов, ко­торые в свою очередь состоят из геймов. Соревнование иногда длится очень долго, пока один из игроков, в конце концов, не выиграет матч. Фактически то же самое происходит и с акциями. На протяжении какого-то срока цена акции мечется беспорядочным образом, точно также, как игроки поочередно выигрывают сеты теннисного матча. Однако в конце концов либо спрос, либо предложение все-таки выиграет, и установится тренд. В методе "крестики-нолики" это будет сигналом, что или спрос, или предложение контролирует цену акции. Нас не интересует, как разворачиваются события, позволяющие де­лать прогнозы относительно завершения матча. Модели, полученные с помощью "крестиков-ноликов", имеют тенденцию повторять самих себя, обеспечивая высокую степень прогнозирования будущих движений акции. Слишком часто инвесторы покупают акции, явно находящиеся под контролем предложения, не усматривая риска, из-за обладания лишь фундаментальными сведениями о компании. То что мы пытаемся сделать, - это набрать как можно больше очков в нашу пользу, прежде чем строить предположения по поводу поведения акции. Это включает в себя как сведения фундаментального, так и технического анализа.
Мой хороший друг, Джим Ятс, постоянно приводит следующую аналогию, объясняя ожидания прибыли и вероятность ее действительного получения. Рассмотрим игру в баскетбол, в которой какой-нибудь игрок ведет мяч по площадке. Так случилось, что игрок из другой ко­манды нарушил правила. Нарушение правил означает, что наш игрок может от штрафной линии сделать два броска (броска, которым никто не мешает) в корзину, не вступая в борьбу с соперниками. Обе его попытки никак друг с другом не связаны. Прежде, чем он начнет бросать мяч, телекомментатор сообщает, что этот игрок в 70% случаев производит точные попадания. Это значит, что он в состоянии проделать 7 удачных бросков в корзину из 10, пытаясь реализовать свои свободные броски. Имейте в виду, что у него есть две возможности попасть в корзину, между собой никак не связанные. Какова вероятность того, что ему удадутся оба броска? Когда я предлагаю решить эту задачу на семинаре, большинство отвечает, что вероятность равна 70 процентам, в то время как реальная вероятность успешного выполнения обоих бросков составляет только 49 процентов (0,7x0,7 = 49%). О чем это говорит? О том, что со временем у баскетболиста уменьшаются шансы на успех, если он совершает несколько свободных бросков.


Содержание раздела