Вспомогательная аксиома № 8 (2)


К последней категории относится, например, невероятный рас­сказ о Чарльзе Вэллзе, чье имя увековечено в популярной песне группы Gay Nineties «Человек, который сорвал банк в Монте-Кар­ло». Для совершения этого легендарного подвига Вэллзу потре­бовались три отдельные ночи в 1891 г.

Термин «сорвать банк» звучит все же слишком драматично для того события, которое он на самом деле обозначает. Это не подра-зумевает, что вам удалось разорить казино. Речь идет лишь о том, что вы забрали весь выигрыш, который может быть выплачен за игровым столом. Однако такое происходит настолько редко, что любая новость о том, что кому-то это удалось, становится безус­ловной сенсацией. (Казино с удовольствием поддерживает ажио­таж, сопровождающий подобные события, и церемонно драпиру­ет такие столы черной тканью, не без оснований рассчитывая на то, что новость способна привлечь в заведение новых игроков.)

Вэллз играл в рулетку. Три ночи, которые принесли ему все­мирную славу, были самыми поразительными. Он делал ставки на отдельные числа. Такие ставки дают возможность получить максимальный выигрыш. Вы выбираете любое из чисел от 1 до 36 и ставите на него свои деньга. Если выбранный вами номер выпадает, вы получаете выигрыш из расчета $36 на каждый по­ставленный вами доллар. При этом шансы на победу на класси­ческом колесе рулетки в Монте-Карло составляют 1 против 37.

Вэллз поставил деньга на номер 5 и не менял ставку даже пос­ле выигрыша. Номер 5 выпал 5 раз подряд! Стол был разорен. Вэллз вышел из казино более чем с сотней тысяч французских франков в кармане, что по тогдашней покупательной способно­сти — свыше миллиона сегодняшних американских долларов.

Не менее популярна история о Кэролайн Отеро, возможно са­мой известной и, как говорят, самой красивой из знаменитых куртизанок, наводнивших Монте-Карло в дни его славы. Она была привезена на этот легендарный игорный курорт в возрасте 18 лет мужчиной, который, очевидно, был не только плохим иг­роком, но еще и негодяем. Проиграв кучу денег, он бросил ее в казино с двумя фишками по 20 франков каждая, что соответ­ствует примерно $100 в сегодняшней валюте. В отчаянии она подошла к столу рулетки и поставила обе фишки на красное.

При игре в рулетку ставка на цвет — красный или черный — является аналогом игры «орел-решка». Если вы угадываете, вы удваиваете свои деньги. Кэролайн Отеро в тот момент была слиш­ком напугана, чтобы следить за результатом своей игры, и просто убежала от стола, целиком доверившись воле случая.

Красный цвет выпал 28 раз кряду, и брошенная девочка со­рвала банк, внезапно обретя богатство и титул признанной «ко­ролевы» Монте-Карло.

Подобные истории неизменно пользуются успехом среди играю­щей публики. Как в XIX в., так и по сей день они часто приводятся в качестве примера, доказывающего существование игорного пред­чувствия. «Вот видите, бывают периоды безмерного везения! — го­ворят защитники этой теории. — Эти истории доказывают, что все, что вы должны делать, — ждать, пока наступит ваш день, и уж тогда постараться не упустить свой шанс!»

На самом деле эти истории не доказывают ничего подобного. Они свидетельствуют лишь о том, что выигрышные серии время от времени имеют место. Подбросьте монету много раз, и рано или поздно вы получите непрерывную цепочку одинаковых результа­тов. Но этот опыт не содержит никакой практической пользы. Вы не можете знать заранее, когда начнется ваша выигрышная серия и как долго она продлится.

Это относится к рулетке, скачкам, рынку произведений искус­ства, к любой другой игре, в которой вы рискуете своими деньга­ми. Если вы будете играть достаточно долго, вам станут выпадать полосы удачи, и некоторые из них, возможно, будут настолько незабываемыми, что вы всю жизнь будете рассказывать о них сво­им друзьям и знакомым. Но нет никакого надежного способа га­рантированно обогатиться за счет таких серий побед. Вы не може­те предвидеть ни момента их начала, ни их продолжительность. Они — просто еще одна составляющая общего хаоса.