Вспомогательная аксиома № 16 (3)


 

Не стоит цепляться за однажды купленный актив. Любая ин­вестиция требует периодического переосмысления и переоцен­ки, которые должны проводиться по крайней мере каждые три месяца или около этого. Не переставайте спрашивать себя: «Ку­пил бы я этот актив сегодня, если бы не сделал этого раньше? Оправдывает ли удерживаемый актив мои ожидания?».

Это не значит, что вы должны перетряхивать свой инвестици­онный портфель только ради самой перетряски. Но если рыноч­ная конъюнктура изменилась с тех пор, как вы вложили деньги в данный актив, если он стал выглядеть менее привлекательно, если эта инвестиция скорее уводит вас от намеченной цели, чем помогает ее достичь, если вы видите другую возможность, которая в свете изменившихся обстоятельств определенно выглядит более многообещающей, — смело вносите в свой инвестиционный порт­фель соответствующие изменения.

Стремление сидеть в долгосрочных позициях происходит не только от нашей собственной лени, трусости или других внут­ренних проблем. К этому нас подталкивает еще и разносторон­нее внешнее давление.

Например, многие крупные корпорации, акции которых тор­гуются на бирже, предлагают своим сотрудникам кажущиеся привлекательными условия регулярного инвестирования лич­ного капитала в акции самих корпораций-работодателей. Вы подписываете договор на ежемесячное инвестирование опре­деленной суммы своих денег в такие акции. Некоторые компа­нии, стремясь максимально облегчить эту процедуру, по ваше­му заявлению автоматически вычитают оговоренную сумму из вашей зарплаты и покупают на нее акции. Вы даже не видите этих денег. Это — безболезненные инвестиции! По крайней мере так — или примерно так — вам говорят.

Однако подобные договоренности приводят к тому, что вы в зна­чительной мере лишаетесь мобильности и свободы выбора. К чему, например, привело бы подобное застревание в долгосрочных инве­стициях в акции GM в течение нескольких последних десятилетий? В 1971 г. эти акции продавались по цене выше $90. С тех пор их цена так ни разу и не поднялась выше этого уровня.

Отдельные брокеры также предлагают своим клиентам то, что они обычно называют «комфортными» ежемесячными инвестици­онными планами. В этом случае вы обязуетесь ежемесячно инвес­тировать определенную сумму в ценные бумаги, состав которых определяете сами. Само по себе это не втягивает вас в долгосроч­ные инвестиции автоматически, но все же создает для этого серьез­ные предпосылки. Опасность такой схемы состоит в том, что она поощряет вас к созданию долгосрочного плана: «Давайте-ка по-смотрим... Значит, если я инвестирую X долларов в месяц в акции "Чудо-электроники" и если курс этих акций будет повышаться на скромные 10% в год, тогда к 65 годам мои X долларов увеличатся в тысячу раз! Я буду богат!».

Не рассчитывайте на это.

Продавцы паев ПИФов и зазывалы из трастовых фондов тоже любят рисовать перед вашим взором радужные перспективы дол­госрочных инвестиций и ежемесячных инвестиционных планов. Они присылают вам цветные диаграммы, демонстрирующие, на­сколько бы вы уже разбогатели, если бы заключили с ними дого­вор 20 лет назад. Если же управляющие этих фондов справлялись со своими обязанностями из рук вон плохо и не могут похвастать былой доходностью, тогда предъявляемые вам диаграммы живо­писуют не менее потрясающую картину вашего будущего, «толь­ко подпишите инвестиционный договор прямо сейчас!».

Кроме того, есть еще и различные системы страхования жиз­ни. Это ужасно сложный мир. В самом общем виде все существу­ющие предложения по страхованию жизни можно разделить на две основные категории: те, что вовлекают вас в долгосрочные инвестиции, и те, которые этого не делают. Мой вам совет: не связывайтесь с первыми.





Содержание раздела