Вспомогательная аксиома № 16



Избегайте долгосрочных инвестиций
Один из руководителей Swiss Bank Corporation — alma mater Фрэнка Генри — рассказал мне грустную историю долго­срочного инвестора по имени Паула, которая потерпела на этом поприще сокрушительное поражение.

Она начала свою трудовую деятельность в качестве рабочей на конвейерной линии автомобильной компании Ford. Пользу­ясь тем, что компания щедро финансировала образовательные программы для своих служащих, она постепенно добралась по карьерной лестнице до должности менеджера. Попутно она на­копила несколько тысяч обыкновенных акций компании Ford. Ее муж умер, когда ей было около 55 лет, оставив ее единоличным владельцем большого дома в детройтском пригороде и коттеджа во Флориде, которые теперь ей были уже не нужны. Она решила продать их оба, уйти на досрочную пенсию, вложить все имею­щиеся средства в акции Ford и счастливо жить на дивиденды.

Это было в конце 1970-х гг. В то время Ford выплачивал в виде дивидендов $2,60 на акцию. Объединенный пакет уже имевшихся и вновь купленных Паулой бумаг включал в себя около 20 тыс. акций. Приходящаяся на них сумма дивидендов составляла приблизительно $52 тыс. в год. Этот инвестицион­ный доход подлежал налогообложению, но и оставшихся после уплаты налога денег, при добавлении к ним небольшой пенсии, вполне хватало на то, чтобы сделать жизнь Паулы финансово безопасной и комфортной.

Ее брокер, тоже женщина, звонила ей несколько раз, чтобы пре­дупредить о том, что в автомобильной промышленности, кажет­ся, назревают проблемы. Она говорила, что, возможно, правиль­нее продать акции Ford прежде, чем цена упадет. И если Паулу интересует в первую очередь дивидендный доход, то почему бы ей не рассмотреть возможность покупки акций сервисных компа­ний? Эти компании традиционно направляют на выплату диви­дендов значительную долю своего дохода. Цена их акций остает­ся почти неизменной, зато урожаи дивидендов обычно приносят 9-15% дохода, что в 2-3 раза выше, чем у других компаний.

Но Паула ответила, что предпочитает держать акции Ford. Она знала компанию много лет, доверяла ей и чувствовала себя комфортно именно с этими бумагами. Что касается возможного снижения курса акций, она посчитала, что это ее никоим обра­зом не касается. Для нее это было долгосрочной инвестицией.

Она не имела никаких планов продавать свой пакет в обозри­мом будущем. Она вообще обращала внимание на публикуемый в газетах курс этих акций не чаще одного раза в год. Несколько пунктов вверх, несколько пунктов вниз — какая разница? Она была выше этого. Все, что она хотела получить от своих акций, — это чеки с приятной суммой ежеквартальных дивидендов. Она отве­тила брокеру, что хотела бы просто запереть свои акции в депози­тарии и забыть о них.

В 1980 г. компания Ford снизила размер своих дивидендов на акцию с $2,60 в год до $1,73. Доход Паулы соответственно пони­зился до $34 600.

Как мы уже отмечали ранее в другом контексте, неприятности автопромышленности в 1980 г. нарастали как снежный ком, в ре­зультате чего акции всех крупных автомобилестроителей, вклю­чая Ford, испытали серьезное падение. Паула хотела бы остаться в стороне от этого процесса, но это было невозможно.