Основная аксиома № 4 О прогнозах


Человеческое поведение непредсказуемо. Не верьте тому, кто утверждает, что предвидел будущее

В 1969 г, когда индекс потребительских цен вырос при­мерно до 5%, большинство ведущих экономистов сошлись во мне­нии, что инфляция продолжит расти невысокими темпами в на­чале 1970-х гг, но уже в следующее десятилетие пойдет на спад Этого не произошло Темпы инфляции удвоились

В 1979 г, когда значение индекса подскочило до 11,5%, про­видцы от экономики хором предсказывали, что двузначный уро­вень инфляции в середине 1980-х гг сохранится Этот прогноз также не подтвердился Уже к 1982 г индекс вернулся к мирным уровням 1969 г

Все это вызывает резонный вопрос почему мы продолжаем слушать экономических пророков, когда совершенно очевидно, что они знают о будущем не больше, чем вы или я?

Нет сомнений, что мы слушаем их потому, что желание знать будущее было и остается одним из наиболее сильных челове­ческих стремлений Если бы вы могли узнать сегодня завтраш­ние курсы акций, вы очень быстро стали бы богатым челове­ком Именно поэтому мы продолжаем уважительно слушать и надеяться на то, что кто-то встанет и объявит нам точный про­гноз на завтрашний день

В большинстве случаев эти прогнозы оказываются ошибоч­ными 23 августа 1929 г «Wall Street Journal» поведал своим читателям о том, что они могут заработать на фондовом рын-ке кучу денег. В качестве способного предсказывать будущее «хрустального шара» был преподнесен метод, названный «те­ория Доу», опираясь на который было установлено, что на рынке акций сформировался «сильный восходящий тренд». «В ближайшие осенние месяцы с очень высокой вероятностью следует ожидать дальнейшего роста рынка», — радостно вещал «Wall Street Journal». Случившийся несколько месяцев спус­тя крах затронул практически каждого владельца акций.

В начале 1981 г. гуру фондового рынка Джозеф Гранвилл решил, что котировки акций собираются рухнуть. «Продавайте все!» — инструктировал он тысячи своих учеников, которые подписались на его информационную рассылку. Но ожидаемого краха не случи­лось. Рынок продолжал колебаться весь 1981 г. Гранвилл оставался на «медвежьих» позициях. В следующем, 1982 г. на рынке начался впечатляющий рост, один из самых сильных и внезапных в исто­рии. Все, кто не воспользовался представившимися возможностя­ми, впоследствии горько пожалели об этом.

Гранвилл был далеко не единственным пророком, потерпевшим неудачу в попытках предсказать поведение рынка. Особенно мрач­ным для финансовых оракулов стал 1983 г. Посмотрите отчеты ин­вестиционных управляющих за тот период. Согласно оценке «New York Times», в 1983 г. 3/5 всех прогнозов их высокооплачиваемых провидцев были настолько неправильны, что доходность управля­ющих оказалась ниже, чем у новичка, который принимал бы инвес­тиционные решения, просто подбрасывая монетку.

Наиболее популярным эталоном, с которым сравнивают доход­ность управляющих, является индекс Standard & Poor, включаю­щий 500 видов акций. За 1983 г. значение этого индекса увеличи­лось приблизительно на 22%. Другими словами, если стоимость вашего инвестиционного портфеля за тот же период увеличилась также на 22%, значит, вы получили среднюю доходность. Согласно обзору, опубликованному «Times», доходность 60% управляющих оказалась хуже.





Содержание раздела