О риске 3


Многие из его учеников приходили к подобному выводу, но не он сам. Он высмеивал йогу и другие восточные психорелигиозные учения, которые называл «школами спокойствия». Цель йоги со­стоит в том, чтобы достичь внутреннего умиротворения за счет всего остального. В свой книге «Цивилизация и ее недостатки» Фрейд пишет, что любой, кто полностью достиг цели такого уче­ния, в итоге «пожертвовал своей жизнью». И ради чего? «Всего лишь ради достижения счастья полного покоя».

Это очень похоже на убыточную сделку.

Приключение повышает ценность жизни, а единственный спо­соб участвовать в нем состоит в том, чтобы подвергнуть себя риску.

Джеральд Лоеб прекрасно знал об этом и потому не мог при­ветствовать решение Трезвой Сильвии поместить деньги на де­позитный банковский счет.

Даже когда процентные ставки относительно высоки, каким будет ваш доход? В начале года вы даете банкиру $100. В конце года он возвращает вам $109. Грандиозная сделка! И к тому же это — скучный бизнес.

Правда, безопасность ваших $100 гарантируется, по крайней мере, в любом уважаемом западном банке. Инвестируя таким об­разом, вы не собираетесь нести какие бы то ни было потери. Бан­кир может понизить процентную ставку по вашему депозиту, но все же вернет вам никак не меньше тех $100, что составляли на­чальную сумму вклада. Но где здесь веселье? Огонь? Страсть? Торжество мысли?

И самое главное, где здесь хоть какая-то надежда на настоя­щее обогащение?

Полученные вами $9 процентной прибыли не внесут, с уче­том инфляции, практически никаких изменений в ваше финан­совое положение.

Вспомним и то, что вы никогда не сможете разбогатеть исклю­чительно за счет заработной платы. Это невозможно. Экономи­ческая структура мира настроена против вас. Если ваше благо-состояние целиком зависит от того дохода, который вы получае­те по месту своей основной работы, то лучшее, на что вы можете надеяться, — это прожить жизнь без необходимости просить по­даяние. Но даже этот вариант не гарантирован вам на 100%.

Это странно, но абсолютное большинство мужчин и женщин зависят от дохода, получаемого по месту основной работы. При этом сбережения рассматриваются как резервный вариант. Фрэн­ка Генри всегда раздражал тот факт, что в Америке представители «среднего» класса строго ориентированы именно на этот социаль­но-экономический сценарий своей жизни. «Детям сызмальства вдалбливают именно такое предназначение, — ворчал он. — Пре­подаватели, родители, наставники и все остальные постоянно тал­дычат ребенку: "Ты должен выполнять домашнее задание, иначе ты не получишь хорошую работу". Получение хорошей работы рассматривается как звездный час чьих-то амбиций. Но что вы скажете насчет хороших спекуляций? Почему никто не говорит с детьми об этом?»

Я был тем ребенком, с которым о спекуляциях говорили доста­точно много. Эмпирическое правило Фрэнка Генри заключалось в том, что лишь половина энергии должна затрачиваться на полу­чение дохода по основному месту работы. Другую половину сле­дует направить на осуществление инвестиций и спекуляций.

Вот вам голая правда: если у вас нет богатого родственника, единственный способ, который может помочь вам выкарабкать­ся из бедности, — взять на себя определенный риск.

Да, конечно, у каждой монеты две стороны. Риск подразумевает возможность получения убытков вместо прибыли. Если вы спе­кулируете своими деньгами, всегда есть вероятность того, что вы их потеряете. Вместо того, чтобы стать богатым, вы можете закон­чить жизнь в нищете.

Но давайте посмотрим на это иначе. Будучи простым обыва­телем, вы несете на своих плечах налоговую, инфляционную и иные виды финансовой нагрузки. Так произойдут ли в вашей жизни кардинальные изменения, если вы станете немного бед­нее в результате попытки стать более богатым?