О прогнозах 6


 

Возьмем, к примеру, фондовый рынок. Он представляет собой колоссальный двигатель, работающий на человеческих эмоциях. Цены акций повышаются и снижаются под влиянием действий, мыслей и чувств трейдеров. Цена акций конкретной компании ра­стет не из-за абстрактных цифр в бухгалтерском отчете и даже не потому, что перспективы компании выглядят объективно хоро­шими, а исключительно потому, что люди дают этим перспекти­вам высокую оценку. Рынок совершает резкое падение не потому, что какой-то компьютер посчитал, что объем предложений на про­дажу повышается, а потому, что трейдеры испытывают волнение, разочарование или страх. Или просто потому, что данные торги происходят накануне четырехдневного уик-энда, когда все поку­патели уже отправились отдыхать на побережье.

То же самое относится и к столь любимым экономистами пока­зателям типа индексов ВВП и инфляции. Все они представляют собой результаты человеческого взаимодействия мужчин и жен­щин, активно и неустанно ведущих рыночную борьбу за выжива­ние и самоутверждение. Значения индексов и других экономичес­ких показателей лишь отражают результаты этой эмоциональной борьбы: спады, восстановления, биржевые бумы, хорошие и пло­хие периоды... Все это вызывается людьми.

И потому эти события совершенно непредсказуемы.

Существует слишком много не поддающихся учету перемен­ных, которые должны быть тщательно исследованы для форми­рования заслуживающего доверия прогноза, например в отно­шении индекса инфляции. Его значение есть сводный результат деятельности миллионов людей, принимающих миллиарды ре­шений: оно определяется и желаниями рабочих получать более высокую заработную плату, их намерениями распорядиться ею; и готовностью потребителей платить за товары требуемую цену; и финансовыми затруднениями и процветанием множества лю­дей, их недовольством или радостью, чувствами опасения или безопасности. Заявления о том, что некто способен сделать на­дежный прогноз в отношении столь сложного комплекса факто­ров, кажутся высокомерными и находятся на грани того, чтобы выглядеть просто смешными.

Основная аксиома № 4 утверждает: человеческое поведение не может быть предсказано. И поскольку любые финансовые прогно­зы по своей сути являются прогнозами в отношении человеческого поведения, вы не должны ни к одному из них относиться серьезно.

В противном случае это может завести вас в темные и мрачные дебри. Фондовый рынок предлагает тому множество самых яр­ких иллюстраций. Давайте рассмотрим прогноз, который в 1983 г. инвестиционный бюллетень «Value Line Investment Survey's» дал по поводу акций компьютерной компании Apple.

Этот бюллетень на регулярной основе публикует свои платные пророчества; в том числе в отношении списка акций он выдает про­гнозы о том, как они «сработают» в ближайшие 12 месяцев. Други­ми словами, авторы бюллетеня вглядываются в будущее каждого вида акций и высказывают мнение о том, какой будет их рыночная цена через год.

Нужно сказать, что в последние годы бюллетеню удавалось де­лать довольно точные прогнозы. Однако здесь проявляется все та же проблема, которую мы обсуждали, когда говорили о списке ак­ций, рекомендованных к покупке Дональдом Роджерсом в 1970 г. Если бы вы были подписчиком «Value Line» и воспринимали его прогнозы как Евангелие, ваша личная финансовая судьба зависела бы от того, насколько вам повезло заметить хорошие пророчества и закрыть глаза на плохие.





Содержание раздела