О прогнозах 2


Один некогда знаменитый управляющий, например, предсказы­вал, что в 1983 г. процентные ставки упадут, и в соответствии с этим прогнозом вложил огромный капитал в облигации. На самом деле процентные ставки повысились, и в результате стоимость всех его облигаций с фиксированной процентной ставкой существенно упа­ла. Он же считал, что цены акций фармацевтических компаний пой­дут вверх, но они упали. Он же думал, что предполагаемые измене­ния в сфере телекоммуникаций позитивным образом повлияют на бизнес компании МСI, и загрузил портфели своих клиентов ее ак­циями. Он снова ошибся.

Факт заключается в том, что никто не имеет никаких мало-мальски достоверных представлений о том, что произойдет в следующем году, на следующей неделе или даже завтра. Если вы надеетесь добиться успеха на биржевом рынке, вы должны изба­виться от привычки слушать прогнозы. Крайне важно, чтобы вы никогда не воспринимали всерьез прогнозы экономистов, совет­ников и других финансовых оракулов.

Конечно, иногда они оказываются правы, и именно это делает их опасными. Каждый из них, делая бизнес на своих пророчествах, может с гордостью указать на несколько предположений, которые оказались правильными. «Это удивительно!» — восклицает не по­священный в то, насколько далеки от истины другие пророчества рыночного гуру.

«Быть пророком легко, — сказал однажды в интервью для «Business Week> известный экономист, доктор Теодор Левитт. — Вы делаете двадцать пять предсказаний и потом вспоминаете лишь о тех из них, которые сбылись.» В конфиденциальных бесе­дах многие аналитики соглашаются с этой формулой успеха от доктора Левитта. Экономисты, советники, политические ораку­лы и ясновидцы — все они следуют одному основному правилу: если вы не можете угадать будущее, делайте как можно больше попыток.

Каждый год мы пожинаем плоды усердного следования эко­номистов этому правилу. Каждый раз в июне или июле ведущие пророки начинают торжественно публиковать свои предположения по поводу экономических показателей, характеризующих итоги первого квартала следующего года. Объектами этих про­гнозов чаще всего становятся такие глобальные показатели, как объем ВВП, индекс инфляции, уровень учетных ставок и т. п. Поскольку все эти оракулы ревниво изучают прогнозы друг дру­га, в их предсказаниях наблюдается примечательная однород­ность. Многие трейдеры, принимая инвестиционные решения, ориентируются на эти прогнозы. Мало того, так же поступают и могущественные корпорации, и американское правительство.

Ближе к сентябрю, когда экономическая ситуация меняется, аналитики публикуют «пересмотренные» прогнозы.

В ноябре, когда несоответствия становятся еще более явны­ми, мы с вами получаем результаты пересмотра «пересмотрен­ных» прогнозов. В декабре мы (о, радость!) наконец-то видим, каков окончательный прогноз. При этом каждый оракул настаи­вает на том, что по крайней мере одно из его предсказаний ока­жется правильным. У более поздних прогнозов шансов больше, поскольку они выдаются ближе к наступлению анализируемого периода, но иногда в цель попадает и один из ранних прогнозов. В этом случае его автор непременно восклицает: «Я предвидел это еще в июле!».

Однако он тщательно скроет тот факт, что его правильный июль­ский прогноз впоследствии, возможно, был отменен и дважды пе­ресмотрен.

Что касается нас с вами, трейдеров- одиночек, пытающихся чест­но заработать свой доллар, то лучшим вариантом было бы проигно­рировать весь этот спектакль. Если июньские прогнозы будут заме­нены сентябрьскими, те — ноябрьскими, а эти — декабрьскими, то зачем их вообще слушать? Следование таким пророчествам равно­сильно покупке билета, действие которого закончится прежде, чем мы сможем им воспользоваться.

Не все оракулы в точности выполняют ежегодный ритуальный танец прогнозов и их пересмотров, но зато каждый свято выпол­няет основное правило хорошего пророка. Они выдают предска­зания пулеметной очередью в надежде, что хоть одна пуля да по-падет в цель и что никто не подойдет к проверке их результатив­ности слишком тщательно.

Так было всегда. Мишель де Нострадам, мистический француз­ский ученый XVI в., произвел на свет сотни пророчеств в форме запутанных четверостиший. Сегодня он известен под латинским вариантом его фамилии — Нострадамус — и почитается своими поклонниками. Считается, что он сумел предсказать многие со­бытия, например войны или появление телекоммуникаций.





Содержание раздела