Субъекты биржевой сделки.


В отдельно взятой фондовой сделке задействованы три стороны - продавец, покупатель, посредник. На начальных этапах модель предельно проста - один посредник сводит продавца с покупателем. При росте масштабов фондовых операций появляется вторая модель, и посредников уже двое: покупатель обращается к одному, продавец - к другому и вероятность совпадения мала. При еще большей интенсивности фондовых операций складывается третья модель: теперь уже сами посредники нуждаются в помощи, и между ними появляется еще один. Назовем его  центровым, а его контрагентов фланговыми посредниками.                                               

Прервем ненадолго рассмотрение этих моделей и посмотрим на посредничество в фондовых сделках с иной точки зрения. Посредник ведь может действовать двояко. Во-первых, за свой счет, становясь на время владельцем бумаг и получая доход как разницу между курсами покупки и продажи. На американском внебиржевом рынке таких посредников, как уже упоминалось, называют дилерами. Во-вторых, он может работать за определенный процент от суммы сделки, то есть за комиссионное вознаграждение, просто принимая от своих клиентов поручения на куплю-продажу акций.                       

В первой и второй моделях сделки посредник может выступать либо в одном качестве, либо в другом. В третьей модели соблюдается разделение труда: центровой посредник работает за свой счет, а фланговые - на комиссионных началах. Третья модель долгое время, вплоть до середины 80-х годов, существовала на бирже в Лондоне, по ней до сих пор функционирует Нью-Йоркская фондовая биржа. Центровой посредник в Лондоне именовался джоббером, в Нью-Йорке - специалистом. Фланговые посредники и там и там именуются брокерами.                                                    

На развитом фондовом рынке единообразия в посреднических   операциях нет, - все три модели сосуществуют, своя "фондовая ниша" находится для каждой. Положим, брокер с обширной клиентурой получает, помимо прочих, два поручения, причем курс и размер предложения продать совпадает с параметрами заказа на покупку. Брокеру остается только оформить сделку, с чем он благополучно справляется в одиночку, не нуждаясь в услугах других посредников.

Пары "самовыполняющихся" заказов могут образовываться в биржевой толпе, когда один брокер объявляет об имеющемся у него  предложении, а другой тут же откликается - у него парный заказ (посредничество по второй модели). Но многие поручения формулируются как условные. Например, "продать, если курс поднимается до..." Такие заказы разу выполнить нельзя. Тут и приходит на помощь центровой посредник, а условные поручения передаются ему фланговыми посредниками. Отметим, что центрового посредника может заменить компьютер, и частично это уже делается.                  

Поскольку потребность в двухступенчатом посредничестве складывается далеко не сразу, сосредоточимся на другом важном для молодого Украинского рынка вопросе: на каких началах лучше работать биржевому посреднику - за свой счет или как брокеру? Хорошо бы, конечно, иметь дилеров, готовых купить бумаги у клиента или продать их ему. Однако дилеру приходится пускать в оборот свои  средства и брать на себя риск. Положим, недостаток денег можно  компенсировать займами, но проблему риска это не снимает. Дилер, неверно оценивший ситуацию, может дестабилизировать рынок и вызвать цепную реакцию банкротств, если не вернет полученные кредиты. Дилер, сознающий и свою неопытность, и несовершенство рынка, склонен проявлять сверхосторожность, отказывать клиентам. Тем самым тормозится заключение сделки.

Нашим биржам в развитии посреднических услуг требуется стратегия, включающая выработку норм регулирования: каким минимальным капиталом должен располагать дилер, каковы пределы кредитов, которые он может брать и т.д. Необходимы лицензирование брокерской и дилерской деятельности, установление стандартов их отчетности. И, конечно, хорошо бы определиться: на какого посредника - брокера или дилера - делать упор? Не исключено, что на начальном этапе объективно не будет посредников, готовых взять на себя функции дилеров. В центр посредничества поэтому вначале целесообразно поставить брокера, прикладывая одновременно максимум усилий к обеспечению концентрации спроса и предложения фондовых ценностей. Постепенно станет ясно, кто из брокеров способен взять на себя роль дилера.





Содержание раздела