Историко-правовой анализ 2


В США товарные рынки существуют с 1752 г.; первоначально на них шла торговля товарами местного производства: продуктами домашнего изготовления, текстильными изделиями, шкурами и кожами, металлами и лесоматериалами.

Промышленный переворот в Европе способствовал росту производства однотипных, стандартных товаров. Потребовалось огромное количество однородного сырья определенного качества, производителям также нужно было менять систему сбыта: резкое увеличение производительности привело к возможности насыщения рынка, возникли и другие проблемы, связанные с технологическим скачком. Биржа стала именно тем, что требовалось изменяющейся экономике в новой ситуации: местом, где поставщики сырья (готового товара) могли продать (купить) необходимое количество товара определенного качества в нужный момент времени без необходимости везти всю партию к месту заключения сделки (так называемые forward transactions). Стали возможны предварительные сделки на поставку сырья, которое могло быть еще не произведено. Биржа стала биржей реального, но, как правило, еще не произведенного товара, что способствовало продвижению товара от производителя к потребителю с наименьшими издержками на транспортировку, хранение и т.д. Появление сделок с отдаленным сроком исполнения (сделки на срок), когда между их заключением и исполнением дало возможность получения прибыли на колебаниях цен. Спекуляция стала неотделимой частью биржевой торговли и явилась тем, что сразу резко отделило биржу от обычного оптового рынка.

По мере своего дальнейшего развития и совершенствования биржа реального товара, подстраиваясь под запросы экономики и в своей высшей форме приобрела такие отличительные черты, как совершение сделок на основе описания качества в отсутствие самого товара; возможность заключения сделок на основе лишь устного соглашения сторон; появление структуры для разрешения споров участников сделок - биржевого арбитража; встречные предложения продавцов и покупателей; торговля массовыми, однородными товарами, отдельные партии которого взаимозаменяемы; появилась возможность спекулировать на бирже. Эти черты, приобретенные биржей реального товара, послужили основой для появления и развития нового типа биржи- фьючерсной.

Дело в том, что быстрые темпы роста торгового оборота, возникновение мирового рынка затруднили ведение торговли на основе наличных партий товара, так как для торговли им требуются довольно значительные наличные финансовые средства, необходимо иметь систему транспортировки этого товара и т.д. Массовое производство требует уверенности не только в поставках сырья, цены которого подвержены значительным колебаниям, но и в получении прибыли на капитал, в том числе уже затраченный на выпуск продукции, находящейся в стадии реализации в товарной форме. Резкие колебания цен, заметно повышая риски, ограничивают уверенность в получении прибыли. В результате ведущую роль в биржевых операциях приобрели сделки на срок с реальным товаром, гарантировавшие предпринимателям поставку товара требуемого качества в нужный срок по ценам, обеспечивавшим возможность получения прибыли, т.е. фьючерсные сделки.

Первые фьючерсные рынки появились в XIX веке. Во второй его половине в Чикаго была создана первая в мире фьючерсная биржа зерна. Фьючерсная биржа сочетает в себе как функции, которые были присущи и всем предыдущим типам бирж, так и ряд новых, обособляющих ее в новый тип. Отличительными признаками фьючерсной торговли являются:

своеобразный характер совершаемой сделки, т. к. она является совокупностью двух обязательство: продать и купить определенный товар в определенный срок по определенной цене (соответственно для одной и для другой сторон в сделке);

возможность прекращения сделки любой из сторон не разрывом договора, а лишь заключением другой сделки с противоположной позиции;

унификация условий в контракте (место, товар). Частично изменяемым параметром является время поставки. Свободной от ограничений остается лишь цена (т. к. она определяется еще в момент заключения сделки). Все остальные условия контракта являются жестко фиксированными и от воли сторон не зависят;

обезличенность сделок и возможность замены контрагентов по ним (в силу унификации товаров), так как все сделки заключаются не между конкретным покупателем или продавцом, а между ними и расчетной (клиринговой) палатой биржи, которая служит гарантом выполнения обязательств по контрактам;

преимущественно косвенная связь с рынком реального товара (сделки совершаются без его присутствия, и о нем можно вообще не вспоминать до момента исполнения контракта (фактически лишь 2-3% всех фьючерсных сделок завершается поставкой товара), занимаясь игрой на курсах.





Содержание раздела